Валентина Дементьева
Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников"
Свё выступление я хочу начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» и еще словами педагога – новатора В. А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, т. Е. учит сопереживать».
Публикация «Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Ну что ж, добро пожаловать в сказку!
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Цель данной презентации :
Познакомить педагогов со сказкотерапией как эффективном методе развития речи дошкольников.
Задачи :
1. Расширить представления педагогов о сказкотерапии, как методе работы с детьми дошкольного возраста;
2. Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (групповое придумывание и рассказывание сказки);
3. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Какие же методы и приёмы сказкотерапии, используются для развития речи?
1. Умение детей задавать вопросы.
Пример: попробуйте задать шуточный вопрос, например героям сказки про курочку Рябу.
2. Конструирование слов, словосочетаний и предложений.
Пример: составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» :
«Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т. д.
3. Использование фразеологизмов и пословиц.
• Пример: разбирая и обсуждая с ребёнком смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
4. Придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.
• Пример: сказка «Рукавичка» : «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери» и т. п.
5. Введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа.
• Пример: использование метода, который назван условно «Введение частицы «не»» :
Не репа выросла на грядке, а, Не Красная Шапочка, а …,
6. Поиск ласковых, красивых, сказочных, грустных слов в сказке; омонимов.
7. Использование игры «Интервью»
• Пример: выбирается интервьюер и интервьюируемый в рамках сюжета сказки
8. Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом
9. «Постановка проблемного вопроса»
• Пример: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты,
то есть решать поставленную проблему
Схема составления сказки :
1. Для начала нужно выбрать героев сказки.
2. Затем придумываем зачин — начало сказки («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
3. Далее необходимо дать подробную характеристику героям
(наделить их характером, темпераментом).
4. Затем сталкиваем героев с проблемой, трудностью, конфликтом (однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную).
5. Описываем реакцию героев на случившееся (Василиса заплакала).
6. Далее наши герои начинают искать выход из ситуации, пробуют решить свою проблему.
8. В итоге герои должны справиться с ситуацией, найти верное решение.
9. Завершающий шаг — сказочная развязка (герои получают награду и сказка приобретает счастливое завершение).
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, мы должны поставить перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.