Слепцова
Конспект ООД «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 140» города Хабаровска
КОНСПЕКТ
Организованной образовательной деятельности
с использованием ИКТ
Тема: «Сказочная Гжель».
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Выполнила
воспитатель Слепцова М. К.
г. Хабаровск
2020г
Программное содержание
Публикация «Конспект ООД „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Цель: познакомить детей с русским народным промыслом на примере гжельской росписи с использованием икт.
Задачи:
1. формировать умение детей оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи.
2. Закреплять представления детей о народных промыслах.
3. Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер (ноутбук, презентация «Сказочная Гжель», таблицы с элементами гжельской росписи, образцы украшенных изделий, тарелка изготовленная в технике папье-маше для росписи гжелью, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, мольберт.
Форма организации: групповая.
Литература: Дарья Николаевна Колдина. Рисование с детьми 6–7 лет. Конспекты занятий.
Ход занятия.
На экране первый слайд презентации «Сказочная Гжель».
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Что вы видите на подоконнике? (выставка изделий расписанная в гжельской технике)
У вас на столах находится тарелочка которую мы сегодня будем расписывать.
Что мы должны сегодня сделать? (выполнить роспись тарелки в гжельской технике)
Чему вы научились на прошлых занятиях? (освоили простые гжельский орнаменты и бордюры, познакомились с традиционными элементами гжельской росписи, освоили технику гжельского письма – мазок с тенью)
Сегодня вы продолжите знакомство с Гжельской росписью, попробуйте себя в качестве мастера по росписи.
А откуда она взялась и как появилась, я сейчас вам расскажу.
(слайд 2) Давным-давно в некотором царстве, в нашем государстве среди лесов и полей стояла деревушка Гжель. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками
местных мастеров. Издавна делали они посуду из белой глины.
И недаром название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обжигали в печи.
Однажды собрались местные умельцы и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали они, думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
(слайд 3) Стал каждый мастер своё умение показывать. Один увидел на улице бычка, да и вылепил его. Второй мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной.
Стали дальше думать, как бы украсить такую посуду?
(слайд 4) Идут они домой и смотрят, а вокруг красота сказочная разливается : высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
(слайд 5) Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Взял мастер в руки кисть
И в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну
Просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля,
Вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель,
Явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званием – Гжель.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
(слайд 6) Гжельские мастера – большие фантазёры. Чашки – одни стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
(слайд 7) При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!
(слайд 8) На гжельских тарелках во всё м великолепии расцветают полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки и, конечно же, роза. Смотришь на цветы и, кажется, что они излучают голубой волшебный свет.
(слайд 9) Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… на спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.
(слайд 10) Занятно и затейливо сделаны гжельские игрушки : немного смешные, но все такие же красивые.
(слайд 11) Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Снизу доверху они расписаны цветами, а на самой макушке – петушок. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» Вот такую красоту творят народные умельцы Гжели!
(слайд 12) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её название – Гжель.
- Ребята у нас задание от гжельских мастеров, задали они нам разгадать кроссворд «Волшебный петух».
А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Собери гжельский узор на тарелочке.
А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Посуда» :
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться вокруг себя, рисуя руками
Только стукни - разобьются. круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс. (сделать большой круг).
Воспитатель: - А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами.
Ребята, мы с вами приступим к работе как гжельские мастера, распишем свою тарелочку гжельскими узорами.
На столах лежат тарелочки, но только они белые, не раскрашенные. Поможете их расписать?
Дети: - Да, поможем! (проходят и садятся за столы).
Воспитатель: - Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи. Это бордюры (воспитатель показывает таблицу с изображением бордюров на проекторе). Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?
Дети: - Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.
Воспитатель: - Один из основных элементов – «капелька» (показывает таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек, такая простая, но
сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показывает на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?
Дети: - Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.
Воспитатель: - Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к украшению нашей посуды. Подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
(В процессе самостоятельной деятельности воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята ставят свои работы на столы и вместе с воспитателем любуются красотой гжельской росписи).
Воспитатель: - Ребята, сегодня я познакомила вас с искусством гжельских мастеров. Скажите, из какого материала делают посуду? (Её лепят из белой
глины). В чём обжигают посуду? (Посуду обжигают в печи). Каким цветом расписывают посуду гжельские мастера? (Сине-голубым цветом по белому фону).
Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что вы можете сказать о них? (Вместе с ребятами анализируют детские работы).
Воспитатель: - Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и розы, и ромашки, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не из Гжели мастера,
Расписала ту посуду из детсада детвора.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я попрошу вас поделиться своими впечатлениями, своим настроением от увиденного, услышанного и сделанного вами. (Рефлексия).