Ирина Анатольевна Блынская
Консультация для педагогов «Сказкотерапия в воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание - длительный, сложный и взаимный процесс. Ребенок учится у взрослых элементарным нормам и правилам проживания в этом мире.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают сказки, метафорический стиль которых наиболее доступен для их восприятия, чем обычная взрослая речь. В сказках просто и доходчиво объясняются различные аспекты жизни человека. Через сказки проходит знакомство ребенка с окружающим миром. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим собственным чувствам, им легче рефлексировать свои поступки, и осознавать причины своих волнений через сказочные образы.
Публикация «Консультация для педагогов „Сказкотерапия в воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказки помогают сформировать у ребенка соответствующее отношение к жизни и социально приемлемые модели поведения, способствуют зарождению интереса к своему внутреннему миру. Сказки способствуют формированию правильной речи, развитию всех познавательных процессов.
Творческая деятельность помогает ребенку развивать воображение и креативность, способствует развитию чувства ответственности и самоконтроля, формирует положительное отношении ребенка к своему «Я». В процессе творческой деятельности происходит самовыражение ребенка. Он учится понимать и выражать свои чувства и эмоции [1] .
Если обратить внимание на детей, как они слушают сказки, как они переживают вместе с главными героями их горе и радость, поражение и победы, вы будете поражены, насколько они искренне увлечены процессом преодоления трудностей сказочными героями. Вы увидите и улыбки радости, и застывшие на личиках тревогу и страх, и сжатые кулачки, и напряженные либо расслабленные позы. Дети поджимают ножки, подаются вперед всем телом, издают соответствующие звуки, они полностью погружены в происходящие в сказке события и вместе с героями проходят этапы достижения поставленных целей.
Никто не любит нравоучений, и практически никто не пользуется знаниями о последствиях чужих жизненных ошибок. Даже при понимании неправильности своих действий и поступков ребенку бывает очень сложно изменить свою поведенческую траекторию, несмотря на то, что она влечет за собой разочарования. В таких случаях именно Сказка и полное «детское» погружение в ее сюжет способны открыть давно запертые двери нашего подсознания, выявить конфликты и затруднения, расширить сознание и восстановить наше взаимодействие с окружающим миром.
Еще очень важно обращать внимание на голос. Голос-живет в теле, с его помощью мы даем знать этому миру о своем внутреннем состоянии, о своем продвижении, о своих намерениях и границах [2].
Сказкотерапия - самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.
Так чем же эффективна сказка при работе с детьми дошкольного возраста?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел фантазия. Это еще и особенная реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций [3].
Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком
• В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь.
• Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой».
• Вы должны знать, насколько устойчиво внимание ребенка, как долго он способен продуктивно слушать.
• Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты.
• После прочтения сказки обсудите ее с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
1. О чем сказка?
2. Что запомнилось больше всего?
3. Какие герои запомнились?
4. Что случилось с тем или иным персонажем?
5. Какие чувства возникали во время чтения?
6. Какое настроение после сказки?
7. Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
8. Случались ли у тебя похожие ситуации?
9. Чему мы можем научиться у этой сказки?
10. Как можно применить полученные знания в жизни?
Литература
1. Атясова Е. В. Роль сказки в воспитании ребенка. Москва., 2015
2. Копылова Л. В. Сказкотерапия и работа с голосом для взрослых. Республика Адыгея., 2015
3. Савенкова И. В. Воображение, образы и символы в сказкотерапии при работе с детьми. Ростов-на-Дону., 2015