Светлана Федулова
Разноцветная звезда (сказкотерапия)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Разноцветная звезда. (сказкотерапия)
Цель: Создать условия, способствующие выражению и осознанию уникальности и важности каждого ребенка.
Задачи:
- создать условия для развития эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
- сплочение группы;
- профилактика конфликтного поведения;
- развитие умения общаться и взаимодействовать со сверстниками;
- развитие у детей способности к сопереживанию и сочувствию.
Публикация «Разноцветная звезда (сказкотерапия)» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Оборудование: подушки для сидения, подвешенные разноцветные звезды, мягкая игрушка-звезда, слайдовая презентация, маленькие вырезанные звездочки, фломастеры, цветные карандаши, ватман (звездная поляна).
Занятие проходит в музыкальном зале; дети сидят на подушках. Звучит спокойная музыка.
Ход занятия
I. Организационный этап
Ритуал приветствия: каждый ребенок встает, называет свое имя и показывает какое-либо движение.
II. Мотивационный этап
Ребята сегодня я пришла к Вам на занятие не одна, а с гостем. А с каким Вы узнаете, отгадав загадку.
Угли пылают-
Совком не достать,
Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды)
Упражнение «Передай звезду». Вы знаете, сегодня утром, идя к вам на занятие, мне прямо в руки упала с неба маленькая звездочка. Я рассказала куда иду, и звездочка попросилась со мной сходить к нам в детский сад и посмотреть наше занятие. Разрешим ей? (звездочка ложится рядом с психологом, напротив детей).
Давайте поздороваемся с ней. Посмотрите, какая она, (держу в руках звездочку) она передает мое настроение и чувства. У меня она маленькая, золотистая, тихо поет мне свою песенку. Настроение у меня радостное, потому что я пришла к Вам на занятие. А какая эта звездочка будет у вас? Какое настроение у Вас сейчас, поделитесь с нами. (передаю ребенку рядом, а тот, рассказав о своей звезде, передает ее дальше.)
- Ребята, смотрите мы с Вами в начале занятия показывали движения, и у каждого оно было свое, индивидуальное; затем мы передавали звездочку и она передавала настроение и чувства каждого из нас и всех они тоже были разные.
- Как Вы думаете мы с Вами похожи?
- Что у нас общего? А что разного?
- У нас есть похожие черты, но каждый из нас по-своему неповторим и уникален: у каждого свой характер, свои интересы, свои чувства и эмоции, свои увлечения и таланты. Сегодня мы с Вами послушаем очень интересную сказку и подумаем, хорошо ли быть разными или лучше быть одинаковыми. И как нам помогает наша непохожесть.
III Основной этап
Чтение сказки «Разноцветная звезда».
(звучит релаксационная музыка).
Высоко-высоко в темном небе, на огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивые. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто родился под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Здесь были синие звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили красоту. Человек становился очень красивым, и все любовались его красотой. Были на поляне и желтые звезды. Они дарили людям ум. Таким людям легко было учиться в школе, да и потом к ним часто обращались за советом – такие они были умные. А еще на поляне были зеленые звезды. Тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, жалел тех, у кого случалась беда, и помогал чем мог.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно … белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!
- Кто вы? – прошептала звездочка.
И звезды стали представляться.
- Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!
- Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!
- Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!
- Мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем! А ты какая звезда? Ты что умеешь?
Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:
- А я никакая… Ничего я не умею… ничего я не могу…
Так она расстроилась, что чуть не заплакала.
Беседа с детьми:
- Какими были звездочки и что они давали людям? ( слайдовая презентация: звездное небо, звезды разных цветов – красные, желтые, синие, зеленые).
- Какая появилась новая звезда? Какие способности были у нее?
- Как отнеслась к этому звездочка?
- Как Вы думаете, каково это быть «белой» звездочкой? Стоит из-за этого расстраиваться? Что можно сделать?
- Как вы думаете, что сделали звезды? (ответы детей)
Физминутка «Звездочки». (музыка)
Садимся, колени обнимаем руками. Спокойно дышим. Мы – маленькие звездочки; нам холодно, мы дрожим. Потом мы начинаем расти; медленно поднимаемся и становимся большими звездами. Расправляем свои лучики, спокойно дышим. А теперь давайте покружимся; в одну и в другую сторону. Прыгаем: спрятали лучики, и снова расправили. Еще покружимся. Расправили лучики – отдыхаем.
Продолжение прослушивания сказки. (звучит спокойная музыка)
…Да, звезды могли сделать много хорошего, но в этот раз они решили поступить так: каждая звезда подлетела к звездочке и легонько прикоснулась к ней своим цветным лучом, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звезды, стала она… разноцветная! Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу!
Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун. Он любил делать людям всякие гадости. А в свободное от гадостей время любил гасить звезды. Подлетит на какую-нибудь звездную поляну, наберет в грудь воздуха и ф-ф-фу! Были звезды и нет – одни черные дыры!
Увилели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся – разве напугаешь его «зайчиками да лучиками». Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:
- Ой! Это что за чудо-юдо такое?
- Это я, разноцветная звезда!
- Разноцветная? Не слышал о таких! И что ты умеешь делать, разноцветная звезда?
- Я все умею, - гордо крикнула наша звездочка.
- Все-все, усмехнулся злой колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!
И только он набрал в грудь воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и – р-раз! Направила их прямо в его злое лицо.
Колдун зажмурился, стал тереть глаза, но тут налетели и другие звезды, и все стали пускать ему в лицо свои самые яркие лучи. Такого натиска колдун не ожидал! Он замахал руками, стал отворачиваться, даже чуть было не забыл, как его зовут!
Со всех ног бросился он бежать с этой поляны Ярких звезд и никогда здесь больше не появлялся. А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне, захлопали своими лучами, а вокруг разлетались звездные искры. А наша разноцветная звездочка светилась в самой серединке.
Проигрывание сюжета сказки, где рождается новая звездочка. Какой была поляна?
Кто там жил? Какого они были цвета и что они дарили людям, рожденным под ними?
(распределение ролей, выбор самой маленькой звездочки)
Обсуждение ситуации с колдуном и «как бы я поступил?»
Что произошло однажды? Каким был волшебник? Что он задумал? Почему ему этого не удалось?
Проигрывание ситуации с колдуном.
Чем закончилась эта история? Почему? Значит, когда все вместе сила, можно все преодолеть.
IV Практический этап
Игра «Злой и добрый волшебник»
Мы маленькие звездочки, кружимся и танцуем на своей звездной поляне; нам весело и интересно вместе.
(из группы выбирается колдун; ему надевают черный плащ).
Ребята, а теперь представьте, что этот злой волшебник прилетел к нам в группу и хочет нас заколдовать. Закройте глаза. Злой волшебник летает по группе и хочет заколдовать наших детей. А кого он заколдует Вам нужно будет догадаться (того, кому колдун оденет черный колпак). Тех, кого колдун заколдовывает, становятся грустными, печальными; их совсем ничего не веселит.
Как Вы думаете, как мы можем помочь заколдованному ребенку? (варианты детей). Вспомним, как звездочки справились с колдуном? Мы можем все вместе обнять заколдованного, прикоснуться к нему. Если заколдованный ребенок заулыбается, значит он расколдован и ему больше ничего не грозит.
Колдун заколдовывает детей снова. А они должны придумывать разные способы, как помочь заколдованному ребенку (назвать ласковые слова, обнять, спеть доброю песню).
А мы будем ему помогать!
Релаксация.
Окна закрываются шторами. Включается «мерцающий шарик». Сидим с ребятами на полу и рассматриваем огоньки под музыку. Вспоминаем какие звездочки бывают на небе, какие мы видели, о каких мы слышали в сказке.
Составление всей группой своей звездной поляны.
А теперь предлагаю нарисовать свою звездную поляну. У каждого из вас на столе есть маленькие звездочки. Они пока еще совсем белые, как в этой сказке. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать какого она цвета и какими качествами, талантами она будет обладать.
Подумайте, какими талантами, какими способностями будет обладать Ваша звездочка.
Вывешиваем все звездочки на доске-небосклоне и тихо рассматриваем их под спокойную музыку.
V Заключительный этап
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
Ритуал прощания.
Наше занятие подходит к концу и нам нужно прощаться с нашей гостье звездочкой. Сейчас каждый по очереди возьмет звездочку, потрогает, погладит ее еще раз и расскажет, что было на нашем занятии самое интересное, самое запоминающееся.
Звездочке пора снова к себе на небо! До свидания!