Ахблек Шуриева
Консультация на тему «Взаимодействие с родителями в патриотическом воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Взаимодействие с родителями в патриотическом воспитании дошкольника».
С чего начинается Родина для дошкольника? С воспитания любви к родному краю, в котором родился и живет. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом своей семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных.
Публикация «Консультация на тему „Взаимодействие с родителями в патриотическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания, когда закладываются все основные качества будущего человека. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. На воспитание патриотизма оказывает влияние воспитательно-образовательный процесс детского сада, социальное окружение и характер общественных отношений, стиль жизни семьи, семейные традиции. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, людям, культуре, малой Родине, своему Отечеству. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о народе, обычаях, истории, культуре страны в которой мы живем. Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
Работая, по нравственно-патриотическому воспитанию с дошкольниками определила следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- приобщить детей к элементам устного народного творчества ;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- воспитание дружеских доброжелательных отношений между детьми.
Принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство посёлка, большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Как писал академик Д. С. Лихачё в: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Поэтому свою работу я проводила последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, посёлок, к более сложному – город, страна. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной считаю работу по ознакомлению с традициями семей наших воспитанников. Использую разные формы организации педагогического процесса: занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, рисование на темы: «Дом моей бабушки», «Мы – спортивная семья», «Моя мама», приготовление подарков для родных и близких, совместные праздники, собрания. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Позиция родителей является основой «семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия. Для более эффективного формирования нравственно-патриотических чувств у детей давала рекомендации, указывала методическую литературу по данному вопросу, советовала собирать вместе с детьми, картины о своем крае, вырезки из газет о людях посёлка, совместные проекты. Родителям советовала использовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями города, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея и т. д. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.