Приложение МААМ

Статья «Сказкотерапия — наш помощник в социально-личностном развитии дошкольника»

Елена Ростовщина
Статья «Сказкотерапия — наш помощник в социально-личностном развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает

развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым

рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

Публикация «Статья „Сказкотерапия — наш помощник в социально-личностном развитии дошкольника“» размещена в разделах

Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.

Цель:

Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Основные задачи технологии:

• Способствовать социальной адаптации.

• Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.

• Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.

• Формировать положительные черты характера.

Развивать познавательный интерес.

• Способствовать формированию положительных межличностных отношений.

• Формировать эстетический вкус.

• Обогащать положительный эмоциональный опыт.

• Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.

Предполагаемые итоги реализации технологии.

• Повышения внимания на музыкальных занятиях.

• Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

• Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

• Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.

• Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

Организация работы проводится по трем направлениям:

• Групповая и индивидуальная работа с детьми.

• Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

• Совместная работа педагогов ДОУ.

Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.

Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок :

• художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)

• народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

• бытовые сказки;

• страшные сказки;

• волшебные и фантастические сказки.

Классификация сказок, применяемых на занятиях.

• Дидактические, в форме учебного задания;

• Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

• Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

• Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

По сложившейся в литературоведении традиции существует еще другое деление сказок. Это три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.

Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке.

Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их "внешности" или "поведении" и проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей.

Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность.

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно.

Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки.

Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.

Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.

Существует много методов и способов работы со сказкой для развития различных способностей ребенка.

Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

Изучая методическую литературу, я узнала, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи.

Приёмы сказкотерапии на занятиях :

1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам. музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой.

Исполнение' музыкального произведения должно быть высоко-

художественным; рассказывать и петь нужно обязательно на память,

чтобы -дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою

очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка.

Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать

небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».

Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через

некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку

и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.

После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.

3. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр.

В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.)

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре или на фланелеграфе).

Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

4. Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения).

В процессе использования технологии можно применять методы и приё мы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Авторский проект «Использование технологий «Сказкотерапия»Авторский проект «Использование технологий «Сказкотерапия» Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях. 1. Формулировка проблемы. Музыка играет большую роль в эстетическом.

Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки Ребёнку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна как вода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Сказкотерапия — наш помощник в социально-личностном развитии дошкольника»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 23:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Сказкотерапия — наш помощник в социально-личностном развитии дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ростовщина (УИ 332558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД