Марина Баева
Игры математического содержания в воспитании старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна занимательным и математическим играм.
Публикация «Игры математического содержания в воспитании старшего дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способствует формированию готовности к школьному обучению.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).
Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из наборов «Танграм», «Пифагор» и др.).
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками, в ходе решения которых идёт преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Эти задачи различны по степени сложности, их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели.
Задачи могут быть на составление заданной фигуры из определённого количества палочек (из 2 палочек составь квадрат, составь 2 треугольника из 5 палочек,, на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек (в фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки так, чтобы осталось два неравных квадрата, задачи с перекладыванием с целью видоизменения фигуры.
С целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры).
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры.
Для решения задач-шуток надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познание в математике. Их назначение состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.