Анна Сенич
Сказкотерапия в логопедической работе. Фотоотчет «Три медведя».
▼ Скачать
«Сказкотерапия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
Музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Проблема: За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Публикация «Сказкотерапия в логопедической работе, Фотоотчет „Три медведя“,» размещена в разделах
Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, и речевые возможности.
Актуальность: Данная проблема заставляет логопедов искать новые методы и формы работы с детьми, интегрировать в логопедию знания сказкотерапии.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными учеными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. К. Менегетти) и российскими учеными (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева).
Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка готовит почву для снятия эмоционального напряжения и для последующей коррекции речевых расстройств.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.
У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А еще есть дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы. Есть дети с крепкой нервной системой, которые не проявляют особенного интереса к тому, что их окружает.
Речь не является отдельной обособленной функцией, ее правильность и выразительность зависят от многих факторов и, улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Использование сказкотерапии в логопедической работе с детьми-логопатами. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Задачи сказкотерапии:
1. Развить речь детей с помощью:
• Пересказа сказок;
• Рассказывания сказок от третьего лица;
• Группового рассказывания сказок;
• Рассказывание сказок по кругу;
• Сочинение сказок.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
/i]
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
7. Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».