Юлия Данильченко
Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно-логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно-логопедических занятиях
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушается речь, развитие высших психических функций, состояние общей моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Темочки:
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Все это заставляет специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Сказкотерапия-метод использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях с людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Велика роль сказкотерапии и в коррекции речевых нарушений у детей. При обследовании детей – логопатов отмечаются следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т. д. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат.
Большинство детей — логопатов не умеют слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое — это характерные особенности детей с нарушениями речи.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
Цикл занятий «Мир сказок» помогает восполнить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоционально – волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание речи, активизации процессов мышления и улучшению моторики рук. Но при этом недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.
Вместе со сказкой, дошкольники учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в неделю. Следует учитывать возраст детей и их психические и индивидуальные возможности. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приемы, игры, упражнения и танцы, направленные сразу на решение нескольких задач (развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию). Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Одной из форм сказкотерапии является песочная терапия. Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Для этого необходимо подобрать разнообразную коллекцию миниатюрных игрушек и предметов, растительность, камешки и т. д.
Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Это ощущения, которые мы получаем через кожу. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети, для того, чтобы достичь высокой степени реабилитации детей – логопатов.