Анна Томсон
Сказкотерапия «Победи свой страх»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по сказкотерапии в средней группе: Победи свой страх.
Подготовила воспитатель: Томсон А. А.
Цели:
- психопрофилактика и психокоррекция детских страхов, неуверенности в себе методами сказкотерапии, психогимнастики.
- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями: мимикой, жестами, пантомимикой.
формирование у детей умений и навыков владения куклами «Прыгунками».
Публикация «Сказкотерапия „Победи свой страх“» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение разыгрывать содержание сказки.
- способствовать развитию эмпатии, навыков общения в коллективе сверстников.
- воспитывать доброжелательность, уверенность в себе.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепить знание понятий «смелость», «дружба», «преодоление страха».
• Уточнить представления детей о смелых поступках и их последствиях.
• Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
• Учить манипуляции куклами «прыгунками»
• Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
2. Развивающие:
• Развивать психические процессы (внимание, память)
• Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
• Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к сказкам
•Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.
• Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.
• Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
• Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
• Доставлять радость от совместной деятельности
Ход занятия
1. Приветствие в кругу.
- Добрый день, мои малыши!
Очень рада Вас видеть!
Я Вам в глаза посмотрю
И приветливо улыбнусь,
И Ваших ладошек прикоснусь.
Воспитатель поочередно здоровается с каждым ребенком взглядом, улыбкой, касаясь своими руками ладошек детей.
2. Игровой этюд «Тень»
- Дети, сегодня мы с вами отправляемся в сказку-путешествие. Согласны? Я буду Вашей Феей, а вы будете моими добрыми волшебниками, помощниками. (Звучит легкая музыка).
- Становитесь за мной на лесную тропинку, которая поведет нас в сказку, а там живут разные звери: зайчик, ежик, белочка, лисичка, мишка, волк. Моя волшебная палочка касается каждого из Вас и вы становитесь моим тенями:
Идем, как лисичка, которая несет цветочек,
Идем, как мишка, который несет мед,
Идем, как волк, который бросает камни,
Идем, как зайчик, прыгающий по лесу.
(Имитация выразительных движений, мимики названных персонажей)
Фея останавливается, поднимает палочку и говорит:
- Мои маленькие волшебники, послушайте, кажется, что кто-то плачет под елкой.
(Прислушиваются все: пантомимика)
- Дети, это маленький зайчик.
(воспитатель достает зайчика из-под елки).
- Давайте погладим его, приласкаем, чтобы он успокоился. (Дети по очереди гладят руками зайчика, жалеют его).
- Вот наш зайчик и успокоился, и хочет рассказать нам, какая история случилась с ним в лесу. Давайте сядем поудобнее, чтобы посмотреть волшебную сказку, наши артисты пройдут за кулисы.
(Включается «таинственная» музыка, легкие аккорды)
- Пришла зима. В лесу тишина легла на снежное одеяло.
3. Постановка сказки «Зайчик-победитель».
Вед. Наступило утро. Выглянуло солнышко.
Солнце. Утром солнышко проснулось приоткрыло глазки. Все на свете улыбнулось,
расцвело как в сказке.
Птички. Просыпайтесь! Чик-чирик! Улыбайтесь чик-чирик!
С добрым утром, с новым днем!
Чик-Чирик мы пропоем!
В. Первыми птички разбудили белочку. На Белочке сегодня была шапочка с красным крестиком, а сбоку висела сумка с лекарствами. Это означало, что сегодня всем зверятам она будет делать прививки.
Белочка была врачом. Она вышла на полянку и говорит:
Белочка : Белка шапочку одела, позвала зверюшек.
Эй зверюшки вы мои приходите на прививку.
В. И зверюшки прибежали, быть здоровыми хотят. Звери с Белочкой дружили, часто в гостили к ней ходили. И Зайчик тоже. Зайчик понимал, что прививки делать надо, чтобы потом не заболеть. Но он очень боялся.
Зайка: ой, боюсь, боюсь!
«Хорошо ежику, он смелый и всегда идет первым на прививку. Приговаривает: «Я не боюсь уколов»
В: Зайчику очень хотелось быть таким, как Ежик. Но как!
От страха он решил спрятаться от Белочки; прыгнул под елку. Белка мимо прибегала громко зайчика кричала
Белка. -Зайка белый где же ты?
В: Белка зайку не нашла побежала мимо. Сидит Зайчик тихо. Вдруг шорох, у елки остановился Ежик. Он начал как-то странно себя вести, ежик то сильно напрягал и сжимал лапки, то закрывал глаза, как-будто поднимал что-то очень тяжелое. И говорил:
Еж я очень боюсь!»
В:А потом внезапно разжал лапки и начинал медленно дышать и говорить:
Еж- Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!
Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!
В:Зайчик от удивления аж начал громко икать!
Зайчик. - Я, и не знал, что ты Ежик, тоже боишься. Все считают тебя смелым.
Ежик. - А я и есть смелый. Потому что смелый не тот, кто не боится, - отвечает ежик, а тот, кто может победить свой страх.
Зайчик. - Зачем ты напрягал лапки и все тело?
Ежик. - Потому что страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает тебя, потому что ему больше негде жить. А еще страх очень боится смелых слов. Поэтому я и говорил:
- Я ничего не боюсь!
Зайчик - Я тоже так хочу!
Ежик :Ну, беги быстро, ищи Белочку и попробуй сделать, как я.
В: Зайчик напряг лапки, сильно закрыл глаза, потом снял с себя напряжение, расслабился.
Зайчик - Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!
И побежал искать Белочку, чтобы сделать прививку.
Не тот смелый, кто не боится, а тот, кто преодолевает свой страх
Все: страх
Мы везде искали СТРАХ.
Может, СТРАХ
Сидит в кустах?
Очень страшные кусты!
Но кусты,
Они пусты.
Может, СТРАХ
Залез в овраг?
Мы обшарили овраг!
Мы обшарили весь лес!
Нету СТРАХА!
СТРАХ исчез.
4. Обсуждение с детьми содержания сказки.
- О ком эта сказка?
- С кем дружил Зайчик?
- Кем работала Белочка? Что она делала в лесу?
- Что вызвало страх у Зайки?
- Как Зайчик решил избежать прививки?
- Правильно ли он сделал (поступил?
- Кого увидел Зайчик под елкой?
- Что говорил Ежик? Что Ежик посоветовал сделать Зайчику?
- Кто тебе больше всего понравился в сказке?
- Хотели бы вы быть похожими на наших героев? Почему?
- Случалось ли вам чего-то или кого-то бояться? Как вы себя вели? Кто помог вам преодолевать страх? Что вы чувствовали потом, когда все прошло? Расскажите, как радовалось ваше тело?
- Итак, дети, каждый из нас хоть иногда испытывает страх и это вполне естественно. Но надо учиться побеждать, преодолевать свой страх, как его победил наш Зайчик в сказке.
- Дети, а кого в сказке можно назвать смелым?
- Да, и Ежика, и Зайку, потому что они победили свой страх. Потому что смелые не те, кто боится, а те, кто преодолевают свой страх.
5. Упражнение «Я не боюсь»
- Дети, страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает нас, потому что ему больше негде жить. А еще страх боится смелых слов: «Я ничего не боюсь!»
- Давайте попробуем это показать через выразительные движения и мимику:
Психогимнастический этюд «Я не боюсь»
Дети с воспитателем выполняют.
Напряглись, ладони сжали в кулаки, затаили дыхание, а теперь расслабили все тело, руки, ноги и сказали поочередно.
«Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»
(Воспитатель подходит к каждому ребенку, кладет руки на ладони ребенка и они говорят слова, воспитатель раздает бусы).
Ребята давайте для зайчика и для всех кто победил страх, выложим улыбку из бус (Программа "Бусоград", включается музыка «От Улыбки станет всем светлей». Дети рассматривают улыбки.
В:- А сейчас, давайте пойдем дальше по тропинке, время нам возвращаться в детский сад, и возьмем с собой зайчика, который победил свой страх.
6. Прощание в кругу «Всем-всем до свидания!»