Галина Кнапик
Сказкотерапия — что это?!
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое Сказкотерапия? Как это направление в психологии применять в дошкольном образовательном учреждении?
Все мы знаем, что сказка в жизни каждого ребёнка играет немаловажную роль. Всем нам в детстве читали сказки и многие сказки у нас остались в памяти на долгие годы. Наши дети получают информацию от нас, своих родителей, а мы эту информацию получали от своих родителей. Обмен опытом и навыками, которые мы предаём из поколения к поколению, является истено волшебным процессом!
Публикация «Сказкотерапия — что это?!» размещена в разделах
Давайте, попробуем разобраться, как же правильно перевести термин "Сказкотерапия".
Сказкотерапия - один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. Данная формулировка мне ясна и понятна, для меня она точно описывает, данный метод.
В развитии метода сказкотерапии огромное влияние оказали работы Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, исследования и опыт Б. Беттельхейма, К. Г. Юнга, М. Л. фон Франца, Ш. Коппа, идеи Э. Фромма, Э. Гарднера, Э. Берна, позитивная терапия притчами Н. Пезешкиана, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, работы И. Вачкова, Н. Сакович, А. Осиповой, Н. Киселевой. Активно развиваясь как отдельное направление, стала известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские, психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. В понимании Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [5; 33].
Я хочу поделиться своим опытом проведения сказкотерапии для детей от 3 до 5 лет. Я веду дополнительное занятие по сказкотерапии на протяжении нескольких лет. Для данного возраста я использую психокоррекционные сказки собственного сочинения. Так как именно в этом возрасте дети открыты ко всему новому и неизвестному. А сказка для них - это волшебство! Через сказку дети неосознанно проявляют себя, тем самым показывая мне свои страхи, переживания, тревоги, радости и многие другие состояния своей маленькой и ранимой души. Конечно в этом мне помогают мои персонажи - куклы би-ба-бо!
В младшем дошкольном возрасте я использую куклы животных, так как проекция у детей данной возрастной группы идёт именно чрез животного. От большого медведя до маленькой мышки нарушки. Так же я создаю максимально удобные условия, для того чтобы ребёнок мог почувствовать себя в безопасности. Чтобы ему было уютно и спокойно. От условий зависит, насколько ребёнок будет погружён в процесс! И тогда обратная связь будет максимально эффективна. Это очень важный фактор успеха!
Вот алгоритм проведения занятия для младшего дошкольного возраста:
1. Вводная часть. Приветствие. На данном этапе мы с детьми усаживаемся поудобнее (на ковёр) и с помощью игрушки-помощника начинаем приветствовать друг друга. Я узнаю, какое настроение у ребёнка, как он себя чувствует.
2. Погружение в сказку. . Звучит приглушённая музыка. Перед сказкой мы с детьми произносим волшебные слова.
3. Показ сказки. При помощи кукол я начинаю рассказывать и показывать сказку. Очень важна эмоциональный контакт, эмоциональная окраска рассказа сказки. Смена голоса, движение, замирание и многое другое.
4. Обратная связь. Рефлексия. После показа сказки, необходимо провести обратную связь. Я предлагаю детям ещё раз проиграть сказку, создавая проблемную ситуацию. В сказке мы встречаемся с преодолением, тот или иной персонаж оказывается в затруднительной ситуации и чтобы ему помочь дети придумывают свои пути решения и озвучивают их. Конечно необходимо им в этом помочь, поэтому я задаю наводящие вопросы.
5. "Выход" из сказки. Я назову это так. После того как я получила обратную связь, я произношу волшебные слова и мы "возвращаемся" из сказки!
Чтобы проводить данные занятия, необходимо самому верить в сказку и в тех персонажей, которыми ты играешь. Если этого нет, то и сказки нет!
Есть много пособий и курсов, которые помогут Вам в ознакомлении данного материала. Надеюсь моя небольшая статья, даст вам представление о данном методе. Я выбрала именно это направление, так как верю в силу слова и мысли, которое передаётся из поколения в поколение.