Юлия Воробьева
Занятие для младших школьников «Как победить свой страх»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как победить свой страх?»
Цель: Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с чувством cтpaxa, актуализация образов страха, обучение способам преодоления реальных страхов, конструктивному взаимодействию со страхом, развитие чувства юмора, совершенствование творческих способностей.
Оборудование: картинки с изображением страхов, белые листы А4, карандаши, рисунки животных, картинки с изображением злой собаки, шприца, темной комнаты.
Ход занятия
1. Приветствие.
Публикация «Занятие для младших школьников „Как победить свой страх“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Педагог-психолог: Здравствуйте, девочки и мальчики! Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.
Упражнение «Поддержка».
(Дети сидят парами и протягивают ладони друг к другу, сначала один держит руки ладонями вверх, «поддерживает», а другой сверху, ладонями вниз, говорит о том, какое у него сегодня настроение. Затем дети меняются.)
2. Повторение
Педагог-психолог:
- Можете ли вы рассказать хотя бы о некоторых случаях, когда вам удалось справиться с непростой ситуацией?
- Что для этого потребовалось?
3. Введение в новую тему.
Педагог-психолог: Ребята, давайте попробуем вместе с вами перечислить, чего боятся дети. Темноты, прививок, остаться дома одному. Если я что-то забыла, продолжи ты. (Дети по очереди дополняют «список» страхов).
«Игра-перевоплощение»
Педагог-психолог: Сейчас я вам раздам рисунки, и вы превратитесь в разных зверей, которые чего-нибудь да боятся. ( Педагог-психолог раздает рисунки с изображением: зайца, белки, рыбки, кошки, собаки и т. п.)
- Расскажите, звери, как выглядит ваш страх? Когда он обычно появляется?
Дети: Я – кошка, я боюсь, когда на меня лает собака.
Я – мышка, я боюсь кота и т. п.
Психогимнастика.
Педагог-психолог: А теперь давайте «побоимся» как следует! Пусть зубы ваши стучат (дети стучат зубами, а по спине мечутся 100 000 мурашек! У cтpaxa глаза велики, а ваши глаза пусть станут еще больше (дети округляют глаза, кричите громче от страха «Ма-а-ма-а!» (Дети кричат). Ой, мы так громко кричали, что, наверное, все наши страхи разбежались!
4. Основная часть
Работа с текстом: "Мне страшно!".
Сегодня темные страшные мысли захватили ослика Иа как никогда.
И тогда его друг Кристофер подошел к нему и сказал:
- Иа, ты мой друг и самый необыкновенный ослик, которого я только знаю. Ты уже многое знаешь и умеешь, и ты прекрасно понимаешь, какие мысли завладели сейчас тобой. Ты решил жалеть себя и бояться, это значит — оставаться со своими темными мыслями. Но я сделал другой выбор и не хочу иметь дело с темными мыслями. Если ты передумаешь и захочешь изменить свои мысли, — ты знаешь, как это сделать. Тогда приходи, я буду очень рад.
С этими словами Кристофер встал и зашагал туда, где шел праздник и было весело.
"Так, - подумал ослик,- если темные мысли заставляют меня говорить, что мне страшно, то буду это говорить столько, сколько смогу". И он начал повторять:
- Мне страшно! Мне страшно! Мне страшно! Мне страшно! Мне страшно! Мне страшно!
Он повторил эти слова только семь раз, а решил произнести их сто раз. Как это еще долго! Ослик попытался говорить быстрее:
- Мне страшно! Мне страшно! Мне страшно! Мне страшно! - Ему уже приходилось заставлять себя.
"Ох! Это же становится смешным! Зачем я здесь сижу и жалею себя, когда все веселятся, и я мог бы быть с ними", — подумал ослик, вскочил и прокричал:
- Я больше не хочу бояться! Мне надоело жалеть себя, и это просто глупо! Почему я сижу здесь, когда вокруг столько приятного и интересного!
Обсуждение
- Какой выбор сделал ослик?
- Часто ли вы жалеете себя, когда чего-нибудь боитесь?
Игра "Найди способ выйти из круга"
Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребенок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него.
Работа с рисунками
(Звучит легкая музыка)
Педагог-психолог: А теперь, ребята, возьмите УЖАСНО белый лист бумаги, ЖУТКО много цветных карандашей, и СМЕЛО приступайте рисовать свой страх. Вы рисуйте свой cтpax, а я буду читать вам стихотворение:
Вот как мы взялись за дело,
Страх берет, а в комнате
Уж совсем, совсем стемнело.
Я рисую, я держусь
Из последней мочи.
Свет зажег бы, да боюсь
Чудовище прискочит!
Расскажите, ребята, о своих страхах, кто что нарисовал? (Дети комментируют рисунки).
Далее работа может строиться по-разному. Можно предложить нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее, а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя. Можно предложить назвать рисунок по-другому, например, «Чего я уже не боюсь». Можно поиграть в «Превращалки», «Жалелки» и т. п.
Игра с моделированием ситуации «А что тогда?»
Педагог-психолог: Ребята, я хочу проверить, насколько вы умеете быть смелыми в различных ситуациях. Я вам по очереди буду называть ситуации, когда вам бывает страшно, а вы должны сказать, что будете делать, если вы вдруг окажетесь в такой ситуации. (Педагог-психолог предъявляет детям картинки с изображением собаки, темной комнаты, шприца и т. п.)
– Если встретилась собака, что тогда?
– Если в комнате темно, что тогда? И т. п.
(Дети предлагают свои варианты решения ситуации)
5. Заключение.
Упражнение «Рисуем картинки в уме»
Под спокойную музыку педагог-психолог тихим голосом медленно говорит:
«Сядьте удобно, плечи опущены, руки свободно лежат на коленях, голова чуть наклонена вниз. Дышите ровно и свободно. Представьте, что вы справились с трудной ситуацией. Вы испытали гордость. Вам приятно, и вы говорите себе: «Я справился». Вам приятно ощущать себя сильнее ситуации. Вы мысленно говорите: «Я умею владеть собой». От этих слов силы наполняют вас еще больше, и ваши плечи выпрямляются, голова гордо поднимается, вы словно растете. Откройте глаза и скажите три раза: «Я умею владеть собой».
- Спасибо, ребята, за работу! Увидимся на следующем занятии!