Вера Фадеева
Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Публикация «Консультация „Сказкотерапия, как средство развития связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимики, поз, движений.
По сказкотерапии развитие личности и речи дошкольника осуществляется по следующим направлениям:
1. Активность. От потребности в эмоциональной зарядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность. От ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчество. От подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность. От эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме, слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность. От полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6. Связная речь. От продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Методические приемы.
В системе работы по сказкотерапии выделены 3 этапа работы с дошкольниками.
1. Познавательно-аффективная ориентировка.
Цель: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Игровые приемы: словесная режиссерская игра – данный прием преследует основные задачи:
- воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
- знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
Следующий игровой прием:психогимнастические этюды – использование данного приема позволяет решать 2 задачи:
- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мыщц тела.
- отображать эмоциональные образы в темпоритме.
Игровой прием – ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективный ситуаций.
Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.
Игровые приемы: - словесное комментирование – он решает 2 задачи:
- довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
- подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
- Пантомимические, ритмические и музыкальные загадки.
- Упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности.
Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх – фантазиях по сказкам.
Игровые приемы:
Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказок, при этом главными героями становятся сами дети.
- пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Для старшего дошкольного возраста - фантазирование по музыке (прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие по характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю).
- словесное рисование – обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.
- пантомимические движения на преодоление телесных барьеров.
Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.