Василя Филина
Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Сказкотерапия, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Сказкотерапия – это метод, который использует сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сказкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому общению.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Очень важно отметить тот факт, что сказкотерапия — это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Именно поэтому у нас возникло желание использовать в своей работе сказкотерапию, как средство для развития речи детей дошкольного возраста. В связи с этим мы разработали дидактическое пособие «Путешествие в сказку». Оно выполнено из книги с толстыми страницами, фетра, швейной фурнитуры. Эта книжка предназначена для работы с детьми 4-5 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Дидактическое пособие соответствует возрастным, психологическим особенностям детей. При его изготовлении учтены требования техники безопасности. Дидактическое пособие имеет коррекционно-развивающую направленность. Данное пособие многофункционально. Деятельность детей с книжкой может быть индивидуальной и подгрупповой. Практическая ценность этой книги состоит в ее универсальности и ориентации на индивидуальные особенности детей.
Красочное, эстетичное, многообразное оснащение книги приучает детей :
1. Внимательно слушать сказки
2. Помогает правильно воспринимать содержание произведения
3. Улучшает качество запоминания содержания
4. Учит сопереживать его героям
5. Драматизировать сказки с помощью взрослого
6. Формирует интерес к детской книге
7. Воспитывает бережное отношение к ней.
Данное пособие, в работе с детьми с ОНР, решает ряд коррекционных задач.
Развитие лексико-грамматических средств языка :
1. Формирование умения выделять, называя предметы, действия, признаки. Понимать и употреблять обобщающее значение слов.
2. Развитие навыка использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, красивый)
3. Формирование умений образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (домик, ротик, лапка).
4. Формирование понимания и навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, под, за).
5. Формирование навыка употребления в речи существительных во множественном числе.
Развитие самостоятельной фразовой речи
1. Закрепление у детей навыков составления простых предложений.
2. Развитие умений пересказывать короткие сказки.
3. Формирование навыка ведения диалога.
Развитие произносительной стороны речи
1. Автоматизация поставленных звуков у детей на уровне слов, предложений.
2. Формирование звуко-слоговой структуры слова.
Развитие моторики
Развитие интонационной выразительности.
Книжка со сказками позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими, последовательно сменяющимися действиями. Ценность книжки состоит в том, что слово можно соединить с действиями ребенка. Дети могут инсценировать сказку тогда, когда ещё не владеют активной речью. Сказки построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения. А это способствует запоминанию слов. В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в развитии речи, у ребёнка формируется активный речевой запас, умение налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния,