Приложение МААМ

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Наталья Хряпина
Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Одним из эффективных средств в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речевых навыков является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Основной принцип сказкотерапии : педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Сказкотерапия дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно, интересно. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, а также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу.

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок включает в себя рассказывание русских народных сказок, таких как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушк», «Три медведя» и др., а также рассказывание детьми сказок с помощью мнемотаблицы, чтение потешек «Репка», «Колобок» и др. На формирование выразительности речи детей младшего дошкольного возраста оказывает влияние проведение беседы по сказам.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание. В итоге применения сказкотерапии как эффективного средства развития развития речи детей дошкольного возраста, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Активизации и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста способствуют дидактические, сюжетно–ролевые и подвижные игры с использованием сказок. Дидактические игры «Выложи сказку «Репка»», «Выложи сказку «Курочка Ряба», «Узнай сказку» и др. Сюжетно– ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д. Среди подвижных игр можно отметить такие как, «Колобок», «Теремок», «Как мы поили козлят», «Мишка вылез из берлоги» и др.

Содействие развитию речи детей, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку оказывает проведение с детьми пальчиковой гимнастики: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Про курочку Рябу», Машина каша», «Козочка», «Новый дом» и др.

Учить видеть взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунки к нему способствует рассматривание иллюстраций по сказкам для правильного восприятия текста сказок (выделить героев, определить их характер) : «Курочка ряба», «Заюшкина избушка» «Колобок», Маша и медведь» «Волк и козлята» и др.

Работа по составлению (придумывание) загадок по сказкам учит детей отгадывать загадки по схемам, развивает монологическую речь детей, воображение.

Формированию эмоционально – насыщенной связной речи, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности способствует изготовление масок и атрибутов для театрализованной деятельности для сказки («Репка», «Три поросенка» и др. ; показ настольного театра («Теремок», «Маша и медведь» и др.); конструирование из строительного материала («Дом для медведя» и др.); изготовление трафаретов сказочных героев для рисования; подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка».

Развитию умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку оказывает влияние такой вид деятельности, как инсценировка сказок, например, «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др.

Воспитанию морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев, развитие представления об окружающем мире, развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствует художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка, например, лепка «Репка», «Миски для медведей», «Колобок»; аппликация «Домик»; рисование «Катиться колобок по дорожке», «Цыплята на лужайке», коллективное занятие «Продолжи рисунок», на котором ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше.

Работа над развитием связной речи детей с помощью сказкотерапии включает в себя групповые арт-терапевтические занятия: «Домики», «Страшилки», «Страшная маска», «Красивый рисунок», «Цвета настроений», «Победитель злости» (песочная игротерапия, «Песочный круг» (песочная игротерапия) и др.

Так, во время арт-терапевтического занятия «Домики» ярко проявляются личностные особенности детей и проблемы, с которыми предстоит работать. Арт-терапевтическое занятие «Страшная маска» направлено на преодоление страхов. Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним. Арт-терапевтическое занятие «Красивый рисунок» направлено на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать. Упражнение «Победитель злости» (песочная игротерапия) может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение

«Мандала» или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние. Создание мандал развивает мелкую моторику, стимулирует мышление; тренирует усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца; раскрывает творческий потенциал; улучшает эмоциональное состояние, Ребенок узнает как справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством).

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять работе с родителями и их просвещению:

- разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей (например, подготовка консультаций для родителей на тему «Каждому возрасту своя сказка», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» и др.);

- разъяснить родителям эффективность влияния сказки на воспитание ребенка в разном возрасте (например, подготовка консультаций для родителей на тему «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой», «Как ускорить процесс понимания сказки», «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» и др.);

- консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения (например, подготовка консультаций для родителей на тему «Воспитание сказкой», «Сказкотерапия или сказочное лечение души» и др.).

- рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях;

- оказывать помощь родителям в подборе сказок для чтения детям, составлять список рекомендованных сказок для чтения детям разного возраста с родителями дома

- подготавливать презентации для родителей воспитанников, основанных на содержании сказок, таких как «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» и др.

- подготавливать памятки для родителей по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок, например, «Как правильно читать сказки» и др;

- привлекать родителей к оказанию помощи в подготовке атрибутов к сказкам;

- привлекать родителей к совместному творчеству с детьми (например, участие в выставках рисунков «Наши любимые сказки», «Сказочные герои» и др.

- оказывать помощь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком;

Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.

Таким образом, проблему общего недоразвития речи детей младшего дошкольного возраста можно решать через внедрение метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка, оказать коррекционное влияние на ребенка, в котором наиболее ярко проявится принцип обучения - учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 августа 2020 в 14:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хряпина (УИ 1007459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД