Елена Анцибор
Сказкотерапия как средство развития личностных качеств детей
▼ Скачать
Познать загадочный мир детской души взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малышей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства.
А в детстве самое главное – это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, готовится к взрослой жизни.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития личностных качеств детей» размещена в разделах
В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п., научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства. Через сказку взрослому и ребенку легче понять друг друга, а порой – и наладить пошатнувшиеся было взаимоотношения.
Я очень часто применяю сказкотерапевтические приемы, как в групповой работе, так и во время индивидуальных занятий.
Формы работы использую различные :
1. Постановка спектаклей (кукольных и по ролям).
2. Рассказывание и анализ сказок.
3. Сочинение сказок.
4. Рисование сказок.
5. Куклотерапия (использование кукол-марионеток).
6. Песочная терапия.
Для «сказочного» настроения необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку:
- При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный
- Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.)- Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце предыдущего занятия.
- Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку. Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т. д.».
- До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей.
- Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Винни-Пухе, может сказать : «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Группа задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?».
- Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе.
- Использование игр на тему предполагаемого обсуждения.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания. Или: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или: развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. Нужно только подобрать упражнения, которые позволят успешно решить поставленные задачи и связать их в единый сказочный сюжет, сделать для каждого упражнения сказочную «упаковку». Дети почувствуют, что они не просто играют «в сказку» или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. И упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.
Для того, чтобы дети лучше «воспринимали», что с ними происходит в сказке, нужно придумать ритуал входа и ритуал выхода. Причем ритуал входа и выхода должны быть одинаковыми. Это может быть:
- Волшебный Цветок, который передает детям часть волшебной силы;
- Волшебный Тоннель, через который можно войти в сказку (расставляются друг за другом детские стулья и накрываются плотной тканью или одеялом);
- волшебное зеркало, посмотревшись в которое, дети попадают в сказку.
- Если дети пришли перевозбужденные и не готовы к сосредоточению, то можно использовать «двигательный» ритуал входа в сказку. Например, чтобы попасть в сказку, необходимо пять раз подпрыгнуть на правой ноге, семь раз на левой ноге, затем сделать три хлопка, потом пять прыжков. Причем, делать это нужно одновременно.
Можно комбинировать способы «введения» в сказку. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.
Таким образом, через сказку можно работать с различными проблемами : страхи, энурезы, агрессивность и т. д. Сказкотерапевты говорят : «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Наверное все причины можно свести к одной глобальной проблеме, которую называем внутренней дисгармонией. И все мероприятия помощи человеку можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни, как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель.
Использованная литература:
1. Развивающая сказкотерапия/ под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб. : Речь, 2006. – 168 с.
2. Формы и методы работы со сказками/ под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб. : Речь, 2006. – 240 с.