Елена Кичаева
Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у нас возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, создание условий, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников, которое сегодня является важнейшим условием полноценного развития ребенка и основой его жизнеспособности. Состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению, создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка определяется, как психологическая безопасность образовательного процесса.
Публикация «Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Проанализировав работу нашего коллектива и выявив проблемы, были поставлены следующие задачи: создание условий для эффективного сопровождения адаптационного периода, формирования социально-коммуникативной сферы у воспитанников, начиная с раннего возраста, а также для развития эмоционально-волевой сферы, адекватной самооценки, произвольности и психологической саморегуляции. В соответствии с поставленными задачами нами были определены пути их решения с момента пребывания ребенка в детском саду.
Обеспечивая комплексный подход к решению задач в каждой возрастной группе нами были созданы условия: уголки уединения, где ребенок может побыть в одиночестве, поиграть с любимой игрушкой, почитать книгу. Разноцветные ленточки, черная подушка для битья и мешочки злости для снятия агрессии, разноцветные подушки для «секретиков», способствуют снятию психоэмоционального напряжения. Наполняемость уголков определяется возрастом и индивидуальными особенностями детей группы. Начиная с 3 лет, в группах были оборудованы стены и бизиборды «Мои чувства», универсальные пособия: коробки примирения, куклы-обнимашки, коврики дружбы, маски настроения, которые способствуют формированию навыков межличностного общения и развитию эмоциональной сферы наших воспитанников. Пособия познавательного характера по обучению воспитанников безопасному стилю жизни : «Островок безопасности», «Цветы безопасности», Правила безопасного поведения», «Шашка –ЗОЖка» помогают ребенку определить своё эмоциональное состояние, закрепить знания о правилах безопасного поведения.
Одним из средств по созданию условий психологической безопасности с детьми мы выбрали такую сказочную форму работы с воспитанниками, как сказкотерапия для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказкотерапия использует источники сказок для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.
Цели и задачи сказкотерапии, представленные на слайде, способствуют формированию социально-коммуникативной сферы у воспитанников, начиная с раннего возраста, а также для развития эмоционально-волевой сферы, адекватной самооценки, произвольности и психологической саморегуляции.
Цели и задачи сказкотерапии
Выявление актуальных проблем ребёнка.
Развитие способности тонко чувствовать другого и происходящее вокруг.
Развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
Развитие фантазии и воображения.
Совершенствование вербального языка.
Совершенствование коммуникативных навыков, сплочение группы.
Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
Организация персонального пространства:
- Умение создавать комфорт вокруг и внутри себя,
- Умение создавать вокруг себя обстановку, максимально способствующую решению определённых задач.
В образовательной деятельности с воспитанниками для профилактики стрессовых состояний, которое может проявляться в неуверенности в себе, агрессивности, усталости, повышенной тревожности педагоги нашего детского сада, активно используют элементы сказкотерапии, Игры, тренинговые упражнения, игровые ситуации: «Я и другие», «Я верю в сказку», «Остров дружбы», «Передай улыбку», «Зеркало», «Что я чувствую», «Путешествия по сказкам» и другие активно используются воспитателями в совместной деятельности с детьми.
Педагогом – психологом систематически с раннего возраста ведется подгрупповая и индивидуальная работа по успешному сопровождению адаптационного периода, развитию эмоциональной сферы каждого ребенка, формированию навыков межличностного общения и адекватной самооценки с использованием сказкотерапии. Такие игровые упражнения как «С улыбкой в детский сад», «Сказка про зайчика, который пришел в детский сад», «Я и мои друзья» и др., используемые в работе педагога-психолога, способствует решению задач по психологической безопасности.
Есть несколько форм работы со сказкой, которые мы используем в своей работе :
Рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от имени третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
Анализ сказок дает осознание, интерпритацию того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Сказочная куколотерапия
В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Используются разные варианты кукол: куклы-марионетки; пальчиковые куклы; теневые куклы.
Постановка сказок
Хорошо разыгранное действие захватывает, создает ощущение сопричастности к событиям. Однако не каждый ребенок или взрослый обладает актерским талантом для того, чтобы играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и песочницы.
Рисование сказки
Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Сказкотерапию могут освоить и использовать в повседневной жизни родители и педагоги. Разные формы работы с родителями по повышению уровня психолого-педагогических знаний и включение полученных знаний в воспитание, и развитие своего ребенка включены в работу нашего коллектива. Мастер-классы, родительские гостиные, практикумы, консультации «Сказкотерапия и психологическая безопасность ребенка», «Как помочь ребенку почувствовать себя в безопасности, посредством сказки», «Мир сказок», «Исцеление сказкой» и др. стали постоянной и любимой формой работы с родителями, которые помогают практически овладеть опытом использования знаний и умений выстраивать отношения со своим малышом посредством работы со сказкой.
«Здоровый педагог - здоровый ребенок» данная взаимосвязь необходима для успешной работы с детьми. Сказкотерапия является одной из эффективных форм работы с педагогами по профилактики эмоционального выгорания, и умению выстраивать межличностные отношения с коллегами и родителями. Тренинги «Сказка и мой мир». Мастер-классы «Скажем стрессу нет», «Нарисуй свой сказочный мир», консультации, семинары – практикумы «Художественная литература как средство эмоционального развития и психосаморегуляции», «Использование элементов сказкотерапии в совместной деятельности с детьми», включены в план работы нашего коллектива по вопросам формирования психологической безопасности у воспитанников и способствуют эффективной работе с детьми, родителями и педагогами.