Папки-передвижки

Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности

Елена Кичаева
Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у нас возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, создание условий, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников, которое сегодня является важнейшим условием полноценного развития ребенка и основой его жизнеспособности. Состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению, создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка определяется, как психологическая безопасность образовательного процесса.

Публикация «Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности» размещена в разделах

Проанализировав работу нашего коллектива и выявив проблемы, были поставлены следующие задачи: создание условий для эффективного сопровождения адаптационного периода, формирования социально-коммуникативной сферы у воспитанников, начиная с раннего возраста, а также для развития эмоционально-волевой сферы, адекватной самооценки, произвольности и психологической саморегуляции. В соответствии с поставленными задачами нами были определены пути их решения с момента пребывания ребенка в детском саду.

Обеспечивая комплексный подход к решению задач в каждой возрастной группе нами были созданы условия: уголки уединения, где ребенок может побыть в одиночестве, поиграть с любимой игрушкой, почитать книгу. Разноцветные ленточки, черная подушка для битья и мешочки злости для снятия агрессии, разноцветные подушки для «секретиков», способствуют снятию психоэмоционального напряжения. Наполняемость уголков определяется возрастом и индивидуальными особенностями детей группы. Начиная с 3 лет, в группах были оборудованы стены и бизиборды «Мои чувства», универсальные пособия: коробки примирения, куклы-обнимашки, коврики дружбы, маски настроения, которые способствуют формированию навыков межличностного общения и развитию эмоциональной сферы наших воспитанников. Пособия познавательного характера по обучению воспитанников безопасному стилю жизни : «Островок безопасности», «Цветы безопасности», Правила безопасного поведения», «Шашка –ЗОЖка» помогают ребенку определить своё эмоциональное состояние, закрепить знания о правилах безопасного поведения.

Одним из средств по созданию условий психологической безопасности с детьми мы выбрали такую сказочную форму работы с воспитанниками, как сказкотерапия для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказкотерапия использует источники сказок для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.

Цели и задачи сказкотерапии, представленные на слайде, способствуют формированию социально-коммуникативной сферы у воспитанников, начиная с раннего возраста, а также для развития эмоционально-волевой сферы, адекватной самооценки, произвольности и психологической саморегуляции.

Цели и задачи сказкотерапии

Выявление актуальных проблем ребёнка.

Развитие способности тонко чувствовать другого и происходящее вокруг.

Развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

Развитие фантазии и воображения.

Совершенствование вербального языка.

Совершенствование коммуникативных навыков, сплочение группы.

Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.

Организация персонального пространства:

- Умение создавать комфорт вокруг и внутри себя,

- Умение создавать вокруг себя обстановку, максимально способствующую решению определённых задач.

В образовательной деятельности с воспитанниками для профилактики стрессовых состояний, которое может проявляться в неуверенности в себе, агрессивности, усталости, повышенной тревожности педагоги нашего детского сада, активно используют элементы сказкотерапии, Игры, тренинговые упражнения, игровые ситуации: «Я и другие», «Я верю в сказку», «Остров дружбы», «Передай улыбку», «Зеркало», «Что я чувствую», «Путешествия по сказкам» и другие активно используются воспитателями в совместной деятельности с детьми.

Педагогом – психологом систематически с раннего возраста ведется подгрупповая и индивидуальная работа по успешному сопровождению адаптационного периода, развитию эмоциональной сферы каждого ребенка, формированию навыков межличностного общения и адекватной самооценки с использованием сказкотерапии. Такие игровые упражнения как «С улыбкой в детский сад», «Сказка про зайчика, который пришел в детский сад», «Я и мои друзья» и др., используемые в работе педагога-психолога, способствует решению задач по психологической безопасности.

Есть несколько форм работы со сказкой, которые мы используем в своей работе :

Рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от имени третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

Анализ сказок дает осознание, интерпритацию того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Сказочная куколотерапия

В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Используются разные варианты кукол: куклы-марионетки; пальчиковые куклы; теневые куклы.

Постановка сказок

Хорошо разыгранное действие захватывает, создает ощущение сопричастности к событиям. Однако не каждый ребенок или взрослый обладает актерским талантом для того, чтобы играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и песочницы.

Рисование сказки

Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Сказкотерапию могут освоить и использовать в повседневной жизни родители и педагоги. Разные формы работы с родителями по повышению уровня психолого-педагогических знаний и включение полученных знаний в воспитание, и развитие своего ребенка включены в работу нашего коллектива. Мастер-классы, родительские гостиные, практикумы, консультации «Сказкотерапия и психологическая безопасность ребенка», «Как помочь ребенку почувствовать себя в безопасности, посредством сказки», «Мир сказок», «Исцеление сказкой» и др. стали постоянной и любимой формой работы с родителями, которые помогают практически овладеть опытом использования знаний и умений выстраивать отношения со своим малышом посредством работы со сказкой.

«Здоровый педагог - здоровый ребенок» данная взаимосвязь необходима для успешной работы с детьми. Сказкотерапия является одной из эффективных форм работы с педагогами по профилактики эмоционального выгорания, и умению выстраивать межличностные отношения с коллегами и родителями. Тренинги «Сказка и мой мир». Мастер-классы «Скажем стрессу нет», «Нарисуй свой сказочный мир», консультации, семинары – практикумы «Художественная литература как средство эмоционального развития и психосаморегуляции», «Использование элементов сказкотерапии в совместной деятельности с детьми», включены в план работы нашего коллектива по вопросам формирования психологической безопасности у воспитанников и способствуют эффективной работе с детьми, родителями и педагогами.

Публикации по теме:

Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возрастаИнновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира.

Изотворчество как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь,.

Методические рекомендации «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» [hТема: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» 3][/h3] Перед педагогом стоят серьезные.

Опыт работы с родителями по формированию здоровья и ЗОЖ среди детей дошкольного возраста ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Слайд № 1:ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ.

Сценарий досуга «Лэпбук как форма работы с родителями и детьми по изучению познавательного материала» Цель: ознакомление и расширение знаний педагогов и родителей о новых средствах познавательно - исследовательской деятельности. Задачи: •.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности,.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Технология «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида города Искитима Новосибирской.

Веревочный курс как форма работы по формированию педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения Гуляева А. В., педагог-психолог МАДОУ «Кондратовский детский сад «Акварельки» Суворова А. А., старший воспитатель МАДОУ «Кондратовский детский.

Эффективные формы работы по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 19:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кичаева (УИ 397485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД