Жанна Котлярова
Изотворчество как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Публикация «Изотворчество как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам, перенапряжению нервной системы, неврозам. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.
Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.
Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотворчества заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп. Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).
В течение учебного года я проводила занятия по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, с применением изотворческих техник, которые способствовали коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.
Нельзя не согласиться, что изотворчество создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.
Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками, используя изотворчество?
Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Задачи:
• создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
• обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта.
• стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
• поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
• формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим.
• воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Вот уже 25 лет я работаю с детьми разных возрастов. Основным направлением моей деятельности является декаративно - прикладное творчество и ИЗО. На своих занятиях я использую много нетрадиционных техник : живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного рисования.
Виды изотворческой активности.
• наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью
• совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности
• совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений
• совместная изобразительная игровая деятельность, сопровождаемая общением.
Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других. Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.
Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок – это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния ребенка.
Заповедь изотворчества.
Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Правила изотворчества.
Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:
• мечтаешь или сомневаешься – рисуй;
• расслабленный или напряженный – рисуй;
• скучно или занят – рисуй;
• весело или грустно – рисуй;
• страшно или смело – рисуй;
• радостно или печально – рисуй;
• тяжело или слишком легко – рисуй;
• устал или отдыхаешь – рисуй;
• одиноко или со всем миром сразу – рисуй.
Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:
Изотворчество позволяет детям самовыражаться. С помощью изотворчества они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.