АЛЕСЯ ОСИПОВА
Сказкотерапия для профилактики тревожного поведения в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, и средств развития доброжелательных отношений является сказкотерапия, этот метод приобрёл популярность в последнее время и является наиболее универсальным методом воздействия.
Как известно, сказка для любого ребенка является увлекательным приключением. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает жизнь через переживания героев.
Темочки:
Сказкотерапия – это один из самых эффективных приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой и интеллектуальной сферах.
Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, тревоги, негативные черты личности и скорректировать поведение.
В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, тревоги, страхи, агрессию, но и их творческое развитие (сочинение своих сказок, проигрывание сказок с использованием кукол, рисования сказок, театрализации).
В работе педагога- психолога можно выделить несколько видов сказок для работы с детьми :
1. Народные сказки. ( Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие). Мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств, развивают чувства сопереживания, умение прийти на помощь, учат любить, уважать и ценить друг друга.
2. Психотерапевтические сказки. Предназначены для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения (коррекция страхов, тревог, агрессии).
3. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение. Такие сказки придумываются самим педагогом или совместно с ребенком. Данная сказка создается по какой-то конкретной проблеме, которую переживает ребенок (рождение второго ребенка в семье, развод родителей и т. д).
Занятие с использованием сказкотерапии проводятся обычно в следующей последовательности:
1 этап: Ритуал «погружения» в сказку. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение. (прослушивание музыки и рассматривание картинок с изображением сказочных героев).
2 этап: Знакомство со сказкой. Происходит чтение или рассказывание сказки, либо прослушивание аудиозаписи.
3 этап: Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка. Педагог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка.
4 этап: Арт-терапевтические упражнения. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование с помощью кукол, театрализация и др.).
При выполнении арт- терапевтического упражнения в сказке можно поменять сюжет, который не понравился ребенку или завершить сказку так, чтобы в итоге получить желаемый результат, благодаря которому прорабатывается определенная проблема.
5 этап: Ритуал «выхода» из сказки и подведение итогов. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
Завершается занятие с помощью беседы о сказке. С ребенком обсуждается сюжет сказки, который получился в итоге занятия и делается акцент на проблемной ситуации, формируется вывод.
Таким образом, сказкотерапия – это мягкий и эффективный способ воздействия на ребенка, который помогает решать самые серьезные проблемы.