Ирина Чиркова
Сказки о звуках. Сказка восьмая «Звук [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
4 ноября 2016г.
Сказка девятая. Звук «Р»
Логопед:
- Послушай что я тебе расскажу. Однажды язычок оказался на аэродроме. Он смотрел на большие и красивые самолеты и вдруг услышал шум одного из них, совершающего посадку. Мотор работал: «Р-р-р». Язычку захотелось научиться петь песенку мотора, но она была очень трудной и не сразу получилась. Язычок был старательным.
Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхним зубам и пустил холодный ветерок. Потом запел и почувствовал, как у него задрожал хвостик: «Р-р-р».
Публикация «Сказки о звуках, Сказка восьмая „Звук [р]“» размещена в разделах
Давай и мы поможем язычку спеть песенку мотора.
(Проводится индивидуальная работа с зеркалом.)
А потом язычок подставил бумажку и снова запел: «Р-р-р».
Бумажка отклонилась. (Показать.) Язычок подставил пузырек и запел: «Р-р-р». Ветерок в пузырьке загудел. (Показать.) Язычок обрадовался и сказал : «Вот я и научился петь песенку мотора. Это самая трудная песенка!» Давай еще вместе споем песенку мотора. А потом веселый язычок стал сочинять новые песенки со звуком [р].
Давайте «петь вместе с ним:
Ра-ра-ра — высокая гора.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ру-ру-ру — коза грызет кору.
Ры-ры-ры — летят комары.
Ар-ар-ар — летит комар.
Ор-ор-ор — у Ромы топор.
Ур-ур-ур — прогоните кур.
Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука [р] язык поднят за верхними зубами, но не прижат, а дрожит. Если у ребенка на занятии не будет получаться звук [р] или он будет произноситься недостаточно четко, индивидуально надо отрабатывать звук [р] проторный (который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук [р], но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка.
Выработка вибрации кончика языка
Чтобы получить вибрацию кончика языка, необходимую для правильного произношения звука [р], проделывают следующие упражнения:
ребенок произносит [р] проторный, а в это время логопед плоской ручкой чайной ложки, подложенной под переднюю часть языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате такой механической помощи начинает вибрировать кончик языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука [р]. Постепенно при систематических занятиях кончик языка у ребенка начинает вибрировать и без механической помощи. При этом надо постепенно вводить звук [р] нормальный в слова и фразовую речь.