Ирина Панова
Сказки как средство воспитания, обучения и развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка-это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного процесса, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с педагогами и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью. Важным условием успешного включения детей с ОВЗ в образовательное пространство является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей. При этом эффективность коррекционной работы с детьми этой категории в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. ЦЕЛЬ: развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья; Задачи: Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки. Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Развивать пространственную ориентировку с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группу (сказку, опираясь на зрительный образ. Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы. Формировать навыки речевого общения, обогащать словарный запас.
Публикация «Сказки как средство воспитания, обучения и развития личности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Формы работы со сказками :
прослушивание и просматривание сказок
диалоги и беседы
викторины
настольные игры
рисование сказочных персонажей инсценировки сказок
Основные этапы работы над сказкой
1. Ознакомление со сказкой. Это прослушивание и просмотр сказки. 2. Обсуждение сказки. (узнаем уровень восприятия). 3. Работа над персонажами сказки. (Рисование или раскрашивание сказочных персонажей). 4. Викторина по сказке. 5. Настольные игры по мотивам сказок. (Игры находятся в свободном доступе, дети в свободное время играют). 6. Изготовление костюмов и декораций для сказки (в этом нам помогают и родители). 6. Инсценировка сказки. В течение года мы показали следующие сказки :«Заячья избушка», «Волк и семеро козлят», «Мужик и медведь», «Зимовье зверей», «Лиса и дрозд», «Рукавичка», «Заяц Хваста», «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк». По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что сказка является эффективным методом работы с особыми детьми. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Работа со сказками помогает в социализации детей. Дети любят сказки. Ребята артистичные, дружные, мы будем и дальше продолжать эту работу.