Наталия Голенко
Сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема, переработки и передачи информации. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей его действительности, совершенствуются формы отражения этой действительности. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления : они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок передает посредством речи.
Публикация «Сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь не является врожденной способностью человека, она развивается по мере формирования мозга ребенка. Ее развитие зависит от состояния центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитие речевой функции происходит с момента рождения ребенка и заканчивается, в основном, к шести годам.
К числу важнейших задач по развитию речи у старших дошкольников относится формирование у них связной монологической речи. Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, логичность, произвольность, непрерывность и программированность (Сохин Ф. А., Тихеева Е. И., Гербова В. В., Соловьева О. И. и другие).
При изучении речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста обнаруживается неравномерность формирования различных сторон его речевой деятельности.
С одной стороны, к шести годам дети, в основном, овладевают синтаксисом и морфологией родного языка, с другой – имеет место недостаточное развитие связной речи. Так, при описании различных событий, явлений дети плохо передают смысловые связи между отдельными частями высказывания, и все речевое сообщение выступает как набор слабо связанных между собой фраз.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка в целом и на речевое развитие в частности писали такие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, Э. Фромм, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. В. Защиринская, Н. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, С. А. Черняева и другие.
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми он получил только около десяти лет назад. В настоящее время этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Сказка – это один из основных жанров устного народно – поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Достоинство и роль сказки в работе с детьми дошкольного возраста неоспоримы : это образность языка сказания, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают активный и пассивный словарь, расширяя таким образом словарный запас, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, таким образом влияя на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи : тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты сказки, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Формируется определенное мнение о различных типах взаимоотношений, разных человеческих характерах. Образы персонажей сказки приглашают детей принять участие в процессе самопознания. Сказки в дидактическом смысле раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» воспитательные и учебные задания.
Сказка также представляет собой мощное средство психокорекции. Ребенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки, сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.
Таким образом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Таким образом можно сделать вывод, что сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми старшего дошкольного возраста. И чтобы это средство дало результат, необходимо использовать сказки в полной мере.