Анна Хлызова
Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.
Публикация «Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
«Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», – писал Е. Н. Трубецкой.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки».
Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы Православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки издавна использовались в православном воспитании для освоения христианских ценностей, понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют его внутренний мир.
Все это вместе определило актуальность, теоретическую и практическую значимость разработки специальной программы «Воспитание сказкой» в нашем ДОУ.
Общие цели программы:
1. Создавать условия для формирования у детей основ православного мировосприятия, развития нравственных и патриотических чувств, представлений (эталонов, норм социальных отношений и моделей поведения.
2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным и патриотическим содержанием сказки.
3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, формированию представлений о месте каждого человека в истории и культуре своего народа, гармонизации психоречевого развития.
4. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Занятия программы предполагают использование:
– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,
– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин,
– познавательных рассказов из круга детского чтения.
В начале учебного года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.
Приведем пример планирования занятий со сказкой в течение учебного года.
Учебно-тематическое планирование
(32 часа, 1 час в неделю)
1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»
2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»
3. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»
4. «Кот и петух» «Друг познается в беде»
5 «Муравей и голубка» «Сам погибай, а друга выручай»
6. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»
7 «Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»
8 «Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»
9. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.
10. «Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»
11. «Лисичка-сестричка и волк» «Первой касатке не верь», «Догадаешься, как проиграешься»
12. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»
13. Рождественский праздник
14. «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»
15. «Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет», «В согласии жить – никто не одолеет»
16. «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»
17. «Летучий корабль» «Добро в век не забудется»
18. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»
19. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.
20. «Стойкий оловянный солдатик» «За честь хоть голову снесть»
21. «Как рубашка в поле выросла» «За один раз дрова не срубишь», «Дело шутки не любит»
22. «Сказка о рыбаке и рыбке» «Чего нет, того и хочется», «Кто многого желает, тот и мало не видает»
23. «Сивка-бурка» «Храброму смерть не страшна», «За добро добром платят»
24. «Царевна-Несмеяна» «Долг платежом красен»
25. «Царевна-лягушка» «Покорись беде и беда покорится»
26. «Иван-царевич и серый волк» «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»
27. «Спящая красавица» «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал»
28. Посещение спектакля театра кукол
29. Былина «На заставе богатырской» «Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст»
30. Авторская музыкальная сказка
31. «Цветик-семицветик» «Для милого дружка и сережка из ушка»
32. Итоговое занятие
Структура занятий традиционна. Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
В сочетании с музыкой воздействие сказки на ребенка усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.
Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации в стиле И. Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.
3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей : желание и потребности ребенка выразить свои отношения и представления создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений, нравственных и патриотических качеств личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).
Постепенное включение родителей в активное воспитание детей средствами народной и авторской сказки идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки совместных (детско-родительских) спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Так, в конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейное празднование Рождества Христова. В конце второго полугодия планируется семейное посещение Театра кукол.