Анастасия Паршикова
Сказка как средство формирования связной монологической речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Дошкольный возраст является самым важным периодом для развития речи ребенка. В настоящее время тема формирования связной монологической речи наиболее актуальна, так как в последние годы отмечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически и грамматически правильно построенной речи. И лишь при взаимодействии педагогов, специалистов детского сада и родителей у детей происходит улучшение в произношении трудно произносимых звуков. Улучшение в динамике развития речи ребенка наблюдается при ежедневном обучении и общении ребенка. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от качества и интенсивности общения детей с окружающим миром. Детское дошкольное образование дает множество стимулов для развития связной монологической речи : это и общение с педагогом, и совместные игры с детьми.
Публикация «Сказка как средство формирования связной монологической речи старших дошкольников» размещена в разделах
Речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в дошкольном возрасте. От того, как он использует слова, зависит своевременное овладение связной монологической речью. Связная монологическая речь определяется как сложноорганизованное и развернутое речевое высказывание, имеющее мотив и замысел, адекватное лексико-грамматическое и звуковое оформление. Источник становления коммуникативной компетентности ребенка – речевая среда. Организатор и активный участник речевой среды в воспитательном процессе дошкольного учреждения – педагог.
Связная монологическая речь – высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и т. д.) Для развития связной монологической речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, организованную образовательную деятельность, в том числе использовать сказки. В методике развития речи дошкольников имеется ряд исследований (Е. Н. Водовозова, Н. В. Гавриш, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина и др., посвященных использованию сказки в развитии связной монологической речи у детей.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит дошкольников жизни, рассказывает о добре и зле. Дети понимают легче сказку, чем простую взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь ребенку что-то понять, поддержать его, лучше всего будет прибегнуть к «языку детства» – сказке. Читая и рассказывая сказки, мы реализуем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Дети черпают из сказок множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно. В основном это чтение, рассказывание, иногда пересказ.
Сказка, народная сказка – это повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, переходящий из поколения в поколение только путем устной передачи. Само слово «сказка» характеризуется как нечто рассказываемое. Другой признак, установленный И. А. Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности находится в связи с другим признаком сказки – необычайностью событий, составляющих содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки. Еще один признак сказки – специальное композиционно-стилистическое построение. Сказка отличается специфической для нее поэтикой. Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная – плод авторского творчества.
Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой – одинаково интересной и детям, и взрослым. Ребенка привлекает невероятность сказочных событий, победа добра над злом, быстрая смена событий.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов. Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров: романа, драмы, поэзии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести и т. д.
Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Формирование связной монологической речи у детей может быть затруднительным без использования сказки. Дети-дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Ребенок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты сказок, художественных произведений. Ребенок остро переживает события, может слушать понравившуюся ему сказку многократно. Радостно узнает ее героев в иллюстрациях и игрушках, следит за привычной последовательностью сюжетных действий, каждый раз заново переживая счастливый конец сказки или рассказа.
Следовательно, нами было проведено практическое исследование в БДОУ МО Динской район «Детский сад №14» с целью изучения словарного запаса детей дошкольного возраста, связной монологической речи детей, ориентируясь на возрастные особенности дошкольников. Для того, чтобы доказать, что сказка является эффективным средством развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста, нами была разработана программа работы по развитию связной монологической речи с использование сказок – сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие.
Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуется тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому работа с дошкольниками проводилась с помощью сказок. Мы использовали следующие сказки : «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др.
Было замечено, что с помощью сказок у детей дошкольного возраста развивается:
– эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним,
– способность слушать текст и активно реагировать на его содержание,
– умение слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает,
– умение выполнять игровые действия, соответствующие текстам знакомых произведений,
– дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании,
– способность повторять отдельные слова и выражения из произведений,
– умение рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации,
– умение следить за развитием действий в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.
Результаты показали, что после проведения данной работы уровень речевого развития детей значительно повысился.
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь непрерывно связана с мышлением. Сказка является эффективным средством развития связной монологической речи детей, так как она на доступном для них языке учит жизни. Читая и рассказывая детям сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка.