Ольга Бужинская
Конспект занятия «Сказ о том, как Полкан звук [р] потерял» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Интегрированной образовательной деятельности по речевому и коммуникативному развитию с элементами театрализации
для детей старшей группы (5 – 6 лет)
ТЕМА: «Сказ о том, как Полкан звук Р потерял»
Возрастная группа : Старшая группа общеразвивающего вида (5 – 6 лет).
Подгрупповое занятие с детьми, посещающими логопункт. Первый год обучения.
Публикация «Конспект занятия „Сказ о том, как Полкан звук [р] потерял“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Логопедическое заключение: Фонетико – фонематическое недоразвитие, полиморфная дислалия.
Образовательные области: Речевое и коммуникативное развитие.
Тип занятия : интегрированная образовательная деятельность по речевому и коммуникативному развитию с элементами театрализации.
Цель: автоматизация звука Р в речи.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование правильного произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях, связной речи;
- Формировать слухового внимание и восприятие;
- Формировать практические умения и навыки использования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речи.
Развивающие:
- Развитие умения действовать в соответствии с поставленной задачей;
- Развитие внимания, памяти, мышления;
- Развитие умения делать выводы и умозаключения в ходе занятия;
Воспитательные:
- Воспитывать познавательные интересы;
- Воспитывать умение слышать и слушать;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, дружелюбия, самостоятельности, желание помогать тем, кто нуждается в помощи, чувство коллективизма.
Ожидаемые результаты:
- Улучшится речевая активность, способность взаимодействовать с окружающими;
- Появится желание общаться с помощью слова, стремление к пониманию речи и взаимодействию с окружающими;
- Повысится уровень контроляь и саморегуляции, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками.
Используемые технологии
- Технология на основе системно-деятельностного подхода.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Игровая технология.
- Технология поэтапного формирования умственных действий.
Развивающая предметно-пространственная среда
- мультимеда проектор;
- ноутбук;
- ширма с атрибутами;
- игрушки из кукольного театра (петух, лиса, собака);
- предметные картинки, карточки с заданиями;
- аудио и видео файлы.
Организационный момент: Беседа с детьми воспитателя группы, знакомство с гостями.
Ход занятия:
(Слайд 1 заставка – фон: Улица в деревне зимой).
(Слайд 2. Звучит фонограмма со звуками деревни. Фонограмма звучит тише).
(За ширмой кошка Мурка и Петух Петя разговаривают, собака Полкан подает голос - воет).
Кошка: Привет, Петя!
Петушок: Привет, Мурка! Давно мы с тобой не виделись. Какая-то ты сегодня радостная и очень довольная с утра. А вот Полкан всю ночь выл, спать не давал.
(Раздается вой собаки).
Петух: И сейчас воет! Я даже кукарекать с утра не стал. Полкан итак всех разбудил.
(Фонограмма выключается)
(Кошка хихикает)
(Слайд 3. Фонограмма: Тема кошки)
Кошка: Давеча он меня с кухни прогнал, сметанки полизать не дал! Вот пусть теперь воет! Так ему и надо!
Петух: Нельзя радоваться чужому горю! Наверно, у него что-то случилось!
Кошка: Да я знаю, что у него случилось.
(Раздается вой собаки)
Кошка: Пробралась я вчера на кухню. Прыг на стол, а там вот такая чашка сметанки. И вокруг… никого…А сметанка жирненькая, вкусненькая, так и шепчет: просит меня… Засовываю я мордочку в чашку, делаю первый лизь-лизь… А тут Полкан как заскочит, как зарычит! Добро хозяйское охраняет!
Петух: На то он и собака, чтобы добро хозяйское охранять!
(Раздается вой собаки)
Кошка: Да я бы чуть-чуть поела, совсем немножечко…
(Раздается вой собаки)
Кошка: Вой-вой миленький, вой-вой родненький! Так на меня рычал, что охрип, осип. Теперь ни рычать, ни лаять совсем не можешь. (Хихикает). Звук РРРР у него потерялся! И поделом! Не надо было на меня рычать!
Петух: Что-ты, Мурка, надо срочно Полкану помочь! Как же он нас охранять будет! Вдруг воры и чужак какой-нибудь…
Кошка: Пусть хвостом по земле стучит, да погромче. (Хихикает).
(Фонограмма стихает).
Петух: Нет, надо срочно Полкану помочь! Полкан, Полкан, иди к нам сюда!
(Появляется собака. Говорить не может, только лапками машет).
Петух: (Звонит). Алло-алло, это справочная? У нас Полкан охрип! Помощь нужна! Нам бы врача вызвать или логопеда!
Справочная: Где вы находитесь?
Петух: улица Тепличная 4, детский сад № 30.
Справочная: Зачем тогда нам звоните? У вас логопед в детском саду имеется. Вот его и зовите!
Петух: Ой, мы совсем растерялись! Ребята, давайте позовем Ольгу Владимировну!
Дети хором: Ольга Владимировна!
(Слайд 4. Тема логопеда. Песня про логопеда 1 куплет с припевом).
(Входит логопед)
Логопед: Добрый день, ребята! Кто – то меня звал? Что случилось?
(Дети рассказывают, что произошло)
Логопед: Да, жаль Полкана! Надо ему помочь! Ребята, у вас есть желание помочь Полкану?
Дети хором: Да.
Кошка: Не надо помогать этому вредному Полкану! Охрип, звук Р потерял! Не будет котиков обижать!
Логопед: Нет, Мурка! Помогать будем! Мы с ребятами сейчас напомним Полкану, как надо правильно произносить звук РРРР. Ребята, давайте хором скажем звук : РРРРР. Еще раз: РРРР.
Полкан : (воет, говорит шепотом, не получается ничего. Машет лапками.
Логопед: Не плачь Полкан, у нас много разных заданий есть со звуком РРРР. Слушай внимательно детей! Может твой звук РРР и вернется.
(Слайд 5. Игра. Музыка звучит тихо, фоном).
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай звук Р». Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши, если в названном слове есть звук РРРР. (Рама, лама, рак, лак, ром, лом, рай, лай).
(Собака воет).
(Фонограмма затухает).
Логопед: Теперь поиграем в игру: «Доскажи словечко». Только будьте внимательны! В словах, которые вы будете называть, обязательно должен быть звук РРРР. Произнесите: РРРР. Какой звук ищем?
Дети (хором) : РРРР.
(Слайд 6. Тема игры. Музыка звучит фоном).
(Игра)
(Собака воет)
Логопед: Поиграем в игру «Беру/не беру». Я показываю картинки, вы их называете. Если в названии есть звук Р, картинку кладем в коробку. Если звука Р нет, картинку убираем в конверт.
(Слайд 7. Тема игры. Музыка звучит фоном).
(Собака воет).
Кошка: Фи, игры у вас какие-то легкие. Вы попробуйте, отгадайте мои загадки! Но чтобы вам легче было, так и быть, держите картинки-отгадки!
(Загадывание загадок)
(Полкан воет)
Логопед: Знаю я, чем Полкану помочь! Физкультура быстро здоровье поправляет! У меня есть знакомый Снеговичок! Он нам поможет! Встаем на зарядку! И вы, за нами повторяйте!
(Слайд 8. Физкультминутка «Веселый Снеговичок»).
(Собака воет)
Петух: Да, сильно пострадал Полкан! Не помогла зарядка! Возьмите от меня чистоговорки. В них тоже есть звук РРРР. Может быть они помогут!
(Проговаривание чистоговорок)
(Полкан воет)
Логопед: Не вспомнил Полкан звук Р! Я сейчас прочту стихотворение, а вам, ребята, надо запомнить, какие слова со звуком Р в нем есть. Потом их надо будет вспомнить и повторить.
(Стихотворение про ворону. Проговаривание слов). (В помощь картинки, если дети не все слова вспомнят).
Кошка: Я знаю слова со звуком РРРР : РРРРыба, рррак, рррыбак, мурррр-мурррр…. А еще я знаю слова: селедка, молоко, масло…
Петух: Неправильные ты слова говоришь!
Кошка: Зато вкусные!
Петух: Надо говорить: утррррооо, рррано, кукарррреку!
Кошка: Вот и кукарекай! Докукарекуешься, что голодным останешься!
Логопед: Не ссорьтесь! Вы все молодцы! Много слов со звуком Р назвали!
Ребята, а какие еще вы знаете слова со звуком Р?
(Дети называют слова)
Логопед: Какие замечательные у нас дети! Как стараются тебе, Полканушка помочь.
Полкан : (шепотом, сильно картавя) : Я ланьше любил говолить скологоволки. Помогите мне, лебята, плоговолите за меня, пожалуйста.
Логопед: Давай свои скороговорки. Наши дети все умеют, даже скороговорки проговаривать.
(Проговаривание скороговорок).
Полкан : (рычит) РРРРР, урррра! Заррработало! Ну Мурррка! Деррржись!
(Пытается напасть на Мурку).
Логопед: Нет, Полкан! Так дело не пойдет! Мурка нам тоже помогала искать твой звук РРР. Скорее миритесь и больше не ссорьтесь! Вам еще долго придется жить в одном дворе!
(Слад 9. Звуки двора).
Кошка: Не хочу я с ним жить в одном дворе! Я натура утонченная! Мяу-мяу, мурр-мурр-муррр! Очень я хочу в Париж! Там слова со звуком РРР говорят на французский манер: и лямурр, и тужурр, и бонжурррр, и, конечно, муррр-муррр-муррр…
Петух: Я хочу побольше проса, чтобы теплый был сарай, и тогда и мне, и Рябе будет не зима, а рай! А ты Мурка, помечтай! Как с Парижу-то вернешься, заходи ты к нам в сарай! (Хихикает).
Полкан : Мне бы кость большую с мясом, чтоб в запас были припасы, чтобы блохи не кусали, чтобы шерсть густою стала… Будет голодно в Париже, приходи уж, не обижу! (Хихикает).
Кошка: Что с вас взять? Коль ума вам не хватает о Париже помечтать. Так и быть, останусь с вами. Я пойду, поем сметану! Полижу совсем чуть-чуть… Только помни ты, Полкаша, что случилось в прошлый раз! Будешь громко очень лаять и охрипнешь в тот час!
(Кошка исчезает). Полкан и Петух разводят лапами и крыльями.
Полкан : Ну и нам пора прощаться…
Петух: Да с делами управляться…
Полкан : Буду дом я сторожить да хозяевам служить…
Петух: До свидания, ребята! Меня ждут куры и цыплята!
(Музыка стихает).
(Слайд 10. Музыка, песня про дружбу).
(Исчезают)
Рефлексия:
Беседа о ходе занятия, достигли ли поставленной цели. Логопед благодарит детей за занятие и помощь Полкану. Говорит о том, как важно дружить и не ссориться.