Вера Ермакова
Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС доо
▼ Скачать + Заказать документы
Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС доо
«Человека нельзя “сделать”, “произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми)деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г. С. Батищев)
Публикация «Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС доо» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Системно- деятельностный подход как основа ФГОС стал особенно актуальным в условиях инноваций, происходящих в настоящее время в нашей стране, в том числе и в сфере дошкольного образования.
В условиях перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с новыми стандартами.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает :
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности дошкольника);
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
-учет возрастных, психологических и физиологических особенностей дошкольников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного образования;
-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно- деятельностный подход. В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Согласно ФГОС системно- деятельностный подход, который нацелен на становление сознания ребенка, развитие личности в целом, на формирование гражданской идентичности, помогает отследить целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Системно- деятельностный подход -это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка, в котором на первый план выходит самоопределение ребенка в учебном процессе.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели, которая может быть достигнута, если есть обратная связь.
Деятельностный подход– это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Идея объединить деятельностный и системный подходы была предложена отечественными учеными и педагогами. Системно- деятельностный подход как методологическая основа ФГОС появился в 1985 году. Среди его разработчиков выделим Э. В. Ильенкова, Э. Г. Юдина, психолога А. Г. Асмолова. Разработчики новой образовательной системы внимательно изучили опыт зарубежных коллег, а также методики развивающего и опережающего обучения, созданные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным.
При реализации системно- деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий :
-тщательная разработка проблемных ситуаций9 вовлечение в деятельность, развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу;
-подбор необходимых средств для самореализации, оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей;
-организация максимально плодотворного обсуждение результатов учебного сотрудничества.
Дети открывают знания сами в процессе самостоятельной, исследовательской деятельности. Педагог лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных действий, таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными. Как проектирует проблемную ситуацию воспитатель:
1. дает возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор. (сюрпризный момент, эффект «неожиданности», например)
2. в процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельнось детей.
3. Анализ результатов деятельности.
Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтобы понять осознал ли ребенок цель.
4. Подведение итогов.
Для того, чтобы знания дошкольников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять дошкольниками, развивать их познавательную деятельность. Именно на это, как мне кажется, и ориентированы педагогические технологии в системно-деятельностном подходе в условиях ФГОС.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -M : УЦ Перспектива,2014.