Ольга Смирнова
Консультация для педагогов: Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым»
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ ___
«___» ___2017г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Провела: воспитатель Смирнова О. И.
Публикация «Консультация для педагогов: Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дата проведения: 8 февраля 2017г.
г. Евпатория
2016 – 2017 учебный год
В сегодняшней консультации рассмотрим вопрос о реализации деятельностного подхода в экологическом образовании.
Вспомним определение «Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру… включает в себя цель, средства, результат и сам процесс». Для того чтобы ребенок включился в деятельность, он должен осознать цель, способ (метод и средства) ее достижения и результат.
Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников.
Как известно, для маленьких детей ведущей деятельностью является игра. По цели игры можно подразделить на учебные (дидактические, развивающие и игры воспитательной направленности.
Обзор примеров дидактических игр, которые называют экологическими, показывает, что на деле они часто таковыми не являются. Так, из трех десятков подобных игр, размещенных в интернете, лишь две можно отнести к собственно экологическим, т. е. имеющим целью развитие экологических представлений. Например:
Д/И «Отгадай, где я живу».
Цель: Помочь осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в природных зонах. Формировать экологические представления. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Ход игры. На столах перед каждым ребенком разложены карточки с условными обозначениями природных климатических зон. Воспитатель показывает карточки с изображением животных и говорит, что они заблудились.
Нужно помочь зверьку добраться домой. Но для этого надо знать, где он живет, описать место его обитания. Дети находят карточки и размещают на них изображения животных.
В этой игре экологическая составляющая заключается в соотнесении животного с домом (экосистемой, где оно обитает.
Д/И «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Ход игры: воспитатель показывает сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы, ломают ветки деревьев, рвут цветы и т. д.). Дошкольники рассказывают, что изображено, затем оценивают действия персонажей.
Здесь экологическая составляющая заключается в закрепление знаний об экологически правильном поведении человека.
Но есть игры, которые имеют природоведческую (но не экологическую) направленность. Например:
Д/И «Да и нет».
Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и том, какие звуки он издаёт.
Ход игры: Воспитатель предлагает малышам отвечать «Да» или Нет» на такие вопросы:
-Есть у котенка нос?
- Есть у котенка уши?
-Есть у котенка рога?
Остальные игры, хотя и построены на природоведческом материале, имеют другие цели: Развитие наблюдательности, слухового внимания, двигательных способностей и т. п.
Развивающие игры, в отличие от дидактических, основной педагогической целью имеют не формирование знаний, умений. Навыков, а развитие логики, воображения, наблюдательности, памяти, и других психических процессов.
Приведем пример игры, направленной на развитие наблюдательности, в которую привносится и экологическая составляющая.
Игра: «Найди пять одинаковых листьев»
Её можно провести во время осенней экскурсии в парке, саду. Педагог показывает детям лист и просит их найти по пять таких же листьев и назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек, которые правильно выполнили задание.
Экологическая составляющая здесь заключается в том, что по условию игры дети должны найти листок на земле, а не сорвать с дерева.
Игры воспитательной направленности нацелены на формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к миру природы, эмоциональной сферы, чувств.
Познавательно-исследовательская деятельность экологической направленности.
Во ФГОС ДО и в программах дошкольного образования («Успех», «От рождения, до школы», и др.) используется понятие «познавательно-исследовательская деятельность», которое можно определить, как целенаправленное восприятие ребенком информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты (экспериментирование).
Большинство объектов наблюдения, упомянутых в программе и метод материалах, относятся к области естествознания, а не экологии. Но можно придать наблюдениям экологический характер, если включить вопросы, направленные на выявления связей наблюдаемого объекта (растений, животных) с другими представителями живой природы, с предметами и явлениями неживой природы, с человеком, его деятельностью. Например:
Наблюдение за кроликом. Наряду с сугубо природоведческими заданиями: что это за животное? Какая у него шерстка? Какие уши? Какой хвостик? и т. п., вводятся и задания на выявление связей животного с окружающим миром, человеком: чем питается? Как человек ухаживает за кроликом, что человек делает из пуха кролика?
Наблюдение за птицей. Природоведческие вопросы (что это за птица? Какие у неё перья, ноги? Как птица двигается) дополняются вопросами экологического характера : какие условия нужны для содержания птицы? (демонстрируется клетка, в которой есть жердочки, песок, кормушка и поилка).
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Эти наблюдения продолжаются долго и осуществляются в естественной обстановке, поэтому возможностей для введения заданий экологического характера много. Можно задать следующие вопросы: как меняется поведение животных в зависимости от погоды, времени суток, сезона года? Как человек оказывает зимующим птицам помощь? Что меняется в жизни человека при смене сезонов? И др. Обычно же информацию, получаемую в процессе наблюдений, дополняет педагог. Это может быть рассказ, чтение отрывков из художественных произведений, показ картин, слайдов и т. п. Иногда дополнительную информацию дают заранее подготовленные дети. В ряде случаев развитие представлений осуществляется с помощью опытов.
Процесс целенаправленного восприятия будет продуктивным, если дети осознают, что наблюдение осуществляется не только посредством зрения, но и с участием других органов чувств. Это позволяет усилить эмоциональную составляющую наблюдений, что способствует формированию положительного отношения к наблюдаемому объекту. Так, при наблюдении за деревом предлагается провести ладошкой по стволу (ствол гладкий или шероховатый, при наблюдении за травяным покровом-потрогать (травка шелковистая, при наблюдении за птицами- послушать их пение.
Не все объекты и процессы, происходящие в окружающем мире, можно изучать посредством наблюдений. И тогда на помощь приходит опыт-метод исследования, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на вопрос, получить новое знание.
Как и в случае с играми, большинство опытов, которые проводят в ДОУ,-по выявлению свойств воды (льда, снега, воздуха и др., имеет сугубо естествоведческое содержание. Собственно, экологических опытов гораздо меньше. В основном они связаны с выявлением влияния экологических факторов на рост и развитие растений. Например: семена в одной банке смочите водой, а в другой оставьте сухими. Обе банки поставьте в теплое место. Наблюдайте за семенами. Какой вывод можно сделать? То же проделывается с замоченными семенами, и семенами, залитыми водой полностью; с замоченными семенами, поставленными в теплое и холодное место (влияние на развитие семян влаги, воздуха и его температуры).
Возможны и опыты по выявлению результатов воздействия человека на природную среду. Например, дошкольники выясняют, почему к весне снег на улице темнеет (в помещение приносят комок снега, его растапливают и после выпаривания воды, с помощью лупы изучают состав осадка). Однако и в природоведческие опыты можно ввести экологическую составляющую, соотнося результаты опыта с процессами в природе, с жизнью человека. Например, опыт по выявлению в почве воздуха: в стакан с водой опускают комок почвы, дети видят, что появились пузырьки воздуха, и делают вывод. Что в почве есть воздух. Далее педагог задаёт вопросы нужен ли почве воздух? ( нужен: в почве есть животные- насекомые, черви, которым требуется воздух, корни растений тоже дышат). Что делает человек на полях, в огородах, чтобы в почве было достаточно воздуха? (Почву рыхлят.)
Продуктивная деятельность экологической направленности
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в рисунке, конструкции. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, создание разного рода поделок из природного и бросового материала. Продуктивную деятельность ребенка в аспекте экологического образования можно разделить на пять групп.
1. Создание продукта, моделирующего природные объекты.
Это рисунки, поделки из пластилина, аппликации из резаной бумаги, листьев или другого материала, изображающие природные объекты (растения, животных, снежинки). В познавательном отношении эта деятельность носит природоведческий характер- уточняются представления детей о пропорциях природных объектов, их окраске и др. Однако при помощи педагога в этих занятиях формируется и отношение к моделируемым объектам, что относится уже к сфере экологического воспитания.
2. Создание продукта, имеющего непосредственное отношение к природоохранительной деятельности.
Рисование природоохранительных плакатов, сцен правильного и неправильного поведения человека на природе, изготовление вместе со взрослыми кормушек для птиц, птичьих домиков и т. п. Эта деятельность расширяет представления о природоохранительной деятельности человека, отражает отношение к происходящему.
3. Создание моделей экологических связей.
Обычно это рисунок-схема или предметная модель, собранная из карточек с изображением растений и животных, а также стрелок, показывающих направление связи (перемещение вещества и энергии в пищевой цепочках или физического воздействия одних организмов на другие). Подобного рода деятельность не только углубляет представления детей о характере взаимоотношений организмов в природных сообществах (экосистемах, но и способствует становлению одного из важных познавательных универсальных учебных действий – ззнаково-символического моделирования.
4. Специфическим видом продуктивной деятельности, которую можно одновременно отнести и к трудовой, является выращивание растений в уголке природы или на участке ДОУ.
Продуктивным она является потому, что дети создают реальный продукт- растение. В плане экологического образования, это, пожалуй, самая эффективная деятельность, поскольку она неизбежно сопровождается формированием экологических знаний. Даже в простом варианте, т. е. без организации того или иного опыта, дети получают элементарные представления о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений, и у них формируется соответствующее отношение к своим посадкам.
5. Особое место в плане экологического образования занимает деятельность по изготовлению поделок из природного и бросового материала. Этот материал может быть использован для создания детьми продукта, имеющего непосредственное отношение к экологии (см. названные выше примеры). Кроме того, в этой работе у педагога есть возможность проводить идею бережного отношения к природным ресурсам, целесообразности их вторичного использования.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
В последнее время проектная деятельность получила широкое распространение. Появились учебные пособия, посвященные этой теме; разработки проектов естествоведческой и экологической направленности можно встретить на разных интернет-сайтах. В тоже время во ФГОС ДО проектная деятельность не упоминается. Не предусмотрена она и у младших школьников. И лишь во ФГОС основной общеобразовательной школы в перечне планируемых результатов освоения программы она есть. Причина в том, что по мнению исследователей проектная деятельность в полном смысле слова доступна для освоения только с подросткового возраста. Как же быть с проектной деятельностью в ДОУ? Здесь речь может идти о реализации проектов, которые включают деятельность как для взрослых (педагогов, родителей, так и детей. Но если деятельность педагогов можно считать действительно проектной, поскольку именно он проектирует мероприятие (определяет цель, планирует исполнение и участвует в реализации, то деятельность детей имеет характер по большей части традиционный и включает и продуктивные её виды. В этом случае можно говорить о методе проектов как о способе образования, в том числе и экологического.
Особенности проектных мероприятий заключается в том, что они носят интегрированный характер, решают комплекс образовательных задач, вовлекая детей в деятельность, относящуюся к разным образовательным областям. Общее представление о проектной деятельности природоведческой и экологической направленности можно получить, ознакомившись с моим проектом, реализуемым с дошкольниками средней группы (проект «Секреты воды»). В данной методической разработке сформулированы педагогические цели и задачи проекта, названы предполагаемый результат и продукты деятельности, определена последовательность и содержание мероприятий.
Планирование образовательной деятельности в рамках проекта «Секреты воды»
1 2 3
№ Формы организации детской деятельности Взаимодействие со специалистами, родителями
ООД Режимные моменты
Январь
1 Беседа «Какая вода льётся из крана?»
2 «Откуда вода в доме».
Цель: создать проблемную ситуацию для постановки перед детьми цели узнать «секреты воды». Участие учителя-дефектолога в ООД «Откуда вода в доме» в роли персонажа, который создал проблемную ситуацию.
Д/ З для родителей с детьми: изготовление рисунков на тему «Берегите воду», подобрать пословицу о бережном отношении к воде.
3 Наблюдение за льдом.
4 Проведение эксперимента со льдом: «Что такое лёд? Почему его нельзя брать в рот?». Опыт «Очищение воды».
5 Наблюдение за лужами.
6 Чтение сказки Е. А. Алябьевой «Лужа-мечтательница».
7 Беседа об истории евпаторийского водопровода.
8 СХД: конструирование «Поможем водяному построить водопровод».
9 Д/И «Хлопни, когда услышишь слово про дождь», Д/И «Какой бывает снег», Д/И «Вода какая?», Д/И «Вода – наша помощница».
10 Чтение стихов о дожде, о воде.
11 Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Родничок».
12 П/И «Через ручеек», П/И «Море волнуется».
13 С/Р игра «Искупаем Алёнку».
Экологические праздники, проводимые в ДОУ во многом напоминают проектную деятельность. Мероприятие проектирует и ведет педагог, дети же выполняют отдельные поручения в ходе подготовки к празднику и участвуют в нём. При этом реализуются различные виды деятельности. Праздникам как форме организации образовательного процесса уделяется большое внимание в различных программах. Перечень включает и праздники экологической направленности.
Всемирный день животных- 4 сентября (цель – формирование первичных ценностных представлений о животных как меньших братьях человека).
Всемирный день Земли-21 марта, и Всемирный день водных ресурсов-22 марта (цель- воспитание осознанного, бережного отношения к Земле и воде как источникам жизни и здоровья человека).
Международный день птиц- 1 апреля (цель- воспитание осознанного, бережного отношения к птицам).
Например, Всемирный день животных может включать следующие мероприятия:
-экскурсия в зоопарк;
-выставка (конкурс) рисунков или фотографий домашних животных;
-викторина «В мире животных»;
-завершение конкурса – конструирование зоопарка.
Подготовкой к празднику может стать проектная деятельность :
Составление памятки о внимательном и бережном отношении человека и животным; изготовление дорожных знаков, предупреждающих о возможности появления животных на дороге; «Дикие животные», «Перегон скота»; конструирование или создание макета зоопарка; создание и презентация детской энциклопедии о животных; выкладывание из мелких предметов какого-либо животного. Экологическая составляющая может присутствовать и в других праздниках: Дне доброты, Празднике весны и труда, Всемирном дне здоровья и др.
Источник:
Статья «Деятельный подход в экологическом образовании дошкольников». А. Миронов. «Дошкольное воспитание» 2.2016.