МААМ-картинки

Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ

Наталья Межевых
Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Система элементарного музицирования Карла Орфа. Доклад и презентация для педагогов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская СОШ им. А. И. Скурлатова» структурное подразделение Налобихинский детский сад.

Фестиваль инновационных педагогических идей

Тема

Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа

на музыкальных занятиях в ДОУ.

Подготовила и провела

Музыкальный руководитель

Межевых Н. В.

1 квалификационная категория. Налобиха 2017г

Публикация «Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Цель: Познакомить педагогов с использоваиние методов и принципов системы элементарного музицирования Карла Орфа для раскрытия творческого потенциала детей на музыкальных занятиях.

Задачи:

• знакомство с историей возникновения системы элементарного музицирования.

• Раскрыть понятие креативной педагогики.

• Познакомить с основными принципами Орф-педагогики.

• Основные задачи Орф-педагогики.

• Примеры использования методов и технологий на музыкальном занятии

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление.»

Карл Орф

(Слайд№ 1)Цель моего выступления познакомить вас с системой К. Орфа и рассказать о её применении на музыкальных занятиях в ДОУ. Эпиграфом я взяла слова К. Орфа, мне кажется они отражают не только сущность данной системы, но и наверное, всей педагогики.

(Слайд№2) Орф Карл немецкий педагог, музыкант, композитор, новатор. Очень талантливый и разносторонний человек. Его музыка востребована и актуальна и в наше время. Но более ценной является его концепция музыкального воспитания детей.

(Слайд №3)Созданный Орфом в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал на сегодняшний день крупнейшим интернациональным центром подготовки преподавателей музыки для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Система Орфа распространилась во многих европейских странах, в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки. В России также существует педагогическое общество К. Орфа ещё с 80-х годов прошлого века.

Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе. В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. Далее в 80-х годах Лев Аронович Баренбойм продолжил внедрение системы Орфа в СССР.

(Слайд №4) Опираясь на идею синтеза музыки и движения в системе музыкально-ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза и заимствуя у И. Г. Песталоцци идею элементарного в педагогике К. Орф создаёт систему элементарного музыкального воспитания, которая нацеливает на активные действия, сотворчество педагога и ребёнка. К. Орф опирается на основной педагогический принцип: «Всё для ребенка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка».

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Поместил их в сборник под названием «Шульверк» - музыка для детей.

(Слайд №5) Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе.

Музыка, которую можно играть сразу, без обучения.

Дети играют со звуком как с любой другой игрушкой.

Они являются деятелями, а не сторонними наблюдателями

или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи.

(Слайд№6) В основе системы лежит идея творческого музицирования, как коллективной синкретической деятельности:

пение, ритмизованная речь, игра на детских

музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок,

потешек, считалок, пальчиковые игры,

театрализация.

(Слайд №7) Преимуществам методика Карла Орфа:

• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

• учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

• закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

(Слайд № 8) Озвучивание песенки «Игра с лошадкой» муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской. 1 младшая группа.

(Слайд №9) Пять ведущих линий Орф-педагогики

* От простого - к сложному

* От подражания – к творчеству.

* От тела – к инструменту. Наш первый инструмент – это наше собственное тело и голос. Хлопы, топы, шлепы, щелчки помогают нам исследовать ритм, тембр и динамику, т. е. средства музыкальной выразительности, данные нам природой и всегда имеющиеся с собой. И в то же время, через звучащие жесты мы получаем технику игры и тембровую взаимосвязь с музыкальными инструментами: щелчки переходят в пальчиковые тарелочки, топы – в барабанные удары.

* От опыта – к цели. Маленький ребенок прежде должен увидеть (потрогать и понюхать) цветок до того, как познакомится с названием этого цветка и вообще категорией «цветы».

* От унисона – к оркестру. Когда мы разучиваем что-либо в группе, то группа тут же становится учителем для каждого из нас: каждый слышит своего соседа и учится от него тоже. Но вдруг группа разучивает две части или более (канон, полиритмия) и тогда мы находимся внутри звучащего оркестра (поем, играем свою партию и одновременно слышим другую).

(Слайд № 10) Задачи:

умение договариваться, согласовывать свои действия

развитие чувства ответственности, умение «взять инициативу на себя»

воспитание умения слушать и слышать друг друга и себя

развитие способности радоваться успеху другого ребёнка, помогать другому ребёнку.

овладение основными приемами игры на детских музыкальных инструментах.

приобретение навыков игры в ансамбле, оркестре

знание и понимание дирижерского жеста

формирование способности ощущения музыкальной формы,

(Слайд №11) Конечно же нужны инструменты. В первую очередь это инструменты орф-оркестра. Многие инструменты разработал и создал сам К. Орф. В настоящее время при Зальцбургском университете есть мастерская «Студия 49», которая выпускает инструменты Орф – оркестра. В Россиии в Омске тоже есть такая студия, но так как инструменты дорогостоящие, то их изготавливают по заказу. Также используются самодельные инструменты и инструменты разных народов мира. В качестве инструментов можно использовать любые предметы издающие звук.

(Слайд № 13) Разыгрывая какую-нибудь потешку, считалку или сказку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека, сказочного персонажа.

(Слайд № 14) Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт с помощью деревянных ложек, кубиков, орехов; волшебные капельки с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов. На ударных- шум приближающегося и удаляющегося поезда.

Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (лошадка может скакать весело, бодро, стремительно, решительно; поезд может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться).

(Слайд №15) В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

* контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей);

* контраст в пределах одного названия (птичка поет весело и грустно);

* контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое-торжественное и веселое- нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли

сильного ливня с ветром и громом.

(слайд №16) Подготовительная группа Полька «Трик-трак» Й. Штрауса.

Готовясь к занятию, я опираюсь на программы и методики, разработанные в соответствии системой Карла Орфа. Такие как «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т. Э,Тютюнниковой. М. 2004г. ;

«Орфей» авторская программа И. Г. Галянт Челябинск 2004г. «Волшебная дудочка» Амалия Оулдфилд М. 2007.

(Слайд № 17) Элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки. Способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует навыки самовыражения в музыкальном творчестве. Происходит как бы упорядочение, приведение в равновесие психофизиологии ребёнка.

Поэтому система Карла Орфа широко используется и в

музыкальной терапии, которая в настоящее время очень

активно развивается.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Мастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрастеМастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрасте Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами своим опытом по организации элементарного бытового труда с использованием алгоритмов. Цель.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 27 января 2020 в 20:27
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Межевых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД