Анастасия Кучма
Система экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст - это возраст активного познания детьми предметов, объектов ближайшего окружения. Работа по обогащению представлений детей о предметах и объектах ближайшего окружения, о природе родного края должна быть тесно связана с развитием сенсорных способностей малышей, а также с развитием простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Взрослый, для ребенка - образец для подражания, помощник. Именно общение со взрослыми открывает новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим предметам, объектам, явлениям. Через ситуации совместной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками дети учатся проявлять симпатию, элементарное сочувствие, заботу, нежность, любовь не только к близким людям - родителям, воспитателю, сверстникам и объектам окружающим природы.
Публикация «Система экологического образования» размещена в разделах
Дозировать информацию детям нужно понемногу, использую при этом игры, забавы. И для лучшего усвоения возвращаться по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.
Основные направления системы экологической работы :
I. Первое направление познавательной работы включает в себя цикл познавательных мероприятий.
Цель: способствовать формированию у детей конкретных представлений о природе родного края (деревьях, насекомых, птиц). Воспитывать бережное отношение к животным. Способствовать формированию знаний об основах взаимодействия с природой (рассматривание растений и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Мы знакомили детей с объектами природы ближайшего природного окружения. Во время прогулки мы находили интересные для наблюдений природные объекты: деревья, насекомых, птиц. Способствовали развитию умения выражать различные эмоциональные состояния при взаимодействии с окружающим при помощи жестов и мимики; способствовали развитию положительного отношения к себе и к окружающему миру.
В первой младшей группе мы предлагаем вам использовать следующие формы работы с детьми: дидактические игры, беседы.
В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
II. Познавательно-развлекательное направление работы включает в себя знакомство с живой и неживой природой.
Цель: Способствовать формированию умения узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей, называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Мы способствовали развитию интереса к объектам живой и неживой природы с помощью театрализованных игр; формировали представления детей о строении растений, их жизненных форм и сезонных изменениях.
Вашему вниманию представлена картотека театрализованных игр для 1 мл. группы.
С самого начала года воспитатель в первой младшей группе многократно рассказывает и разыгрывает сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Так же мы предлагаем вам использовать поучительные сказки В. А. Сухомлинского. В процессе чтения дети через прикосновении к растению, животному и т. д. должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного жестокого отношения людей к растениям, животным.
III. Изучение растительного и животного мира с практическими делами.
Цель: Способствовать формированию положительно-эмоциональных отношений к объектам природы (вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке; подкармливать птиц).
С помощью наблюдений мы способствуем формированию умения у детей заботиться о растениях, животных, птицах. Ориентируем детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Поощряем любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательности: она порождает потребность в исследовании.
Вашему вниманию представлена картотека наблюдений для первой младшей группы.
IV. Исследовательское направление
Цель: Способствовать расширение знаний детей о свойствах неживой природы (солнце, ветер, дождь, небо, вода, песок, развитие познавательного интереса, наблюдательности.
Мы знакомим детей с элементарным экспериментированием. Даем знания о свойствах различных материалов, знакомим со свойствами песка (мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, воды, снега. Способствуем формированию знаний о потребности растений в воде.
В ходе экспериментирования нужно избегать прямых инструкций. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.