Олеся Петрова
ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О. Н. Петрова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 261 г. Челябинска», Челябинский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема оценивания качества образования в дошкольной образовательной организации и то, в какой степени нынешний ФГОС ДО может служить инструментом управления качеством образовательного процесса, образованности и социализованности воспитанников.
Публикация «ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Ключевые слова: достижения, качество образования, методическая работа, образованность, оценка качества социализованность, услуга.
ФГОС ДО фиксирует обеспечение качества образования как приоритетную задачу образовательной политики Российской Федерации на основе сохранения фундаментальности образования и его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, гражданина, общества и государства. Как и любой стандарт, ФГОС ДО представляет собой эталон, образец, принимаемый за исходный, для сопоставления с ним объектов, явлений (образовательных объектов) того же порядка. Следовательно, одна из главных статусных позиций ФГОС ДО – это быть ориентиром (перспективной целью, инструментом и, одновременно, критерием (мерилом, эталоном) для оценивания состояния и перспективных направлений развития российского дошкольного образования.
После вступления в силу ФГОС ДО, вся система управления дошкольной образовательной организацией и методическая работа, как компонент управления качеством этой системы, претерпела существенные преобразования и стала приводиться в соответствие с основными положениями (содержанием) этого документа.
Вслед за С. Г. Молчановым [3], мы считаем, что для управления качеством образования, нужно иметь ответы на три вопроса: первый – «что формировать, что воспитывать?» : второй – «как обучать, как воспитывать?»; третий – «каков (достигнутый) уровень образованности и (или) социализованности?». И, когда мы говорим, «иметь ответы», то это означает иметь инструментальное обеспечение, которым должен быть оснащен каждый педагог, отвечая на эти вопросы: «Что?»; «Как?»; «Каков?» [3].
По мнению С. Г. Молчанова [3], ответ на вопрос «Что?» соответствует стандартному содержанию образования и (или) социализации; ответ на вопрос «Как?» соответствует стандартному содержанию обучения и воспитания; ответ на вопрос «Каков?» соответствует стандартной образованности и (или) социализованности, которые и выступают «целевыми ориентирами» дошкольного образования. И С. Г. Молчанов пишет по этому поводу: «…необходимо заменить термины «результаты», «достижения», «целевые ориентиры» на термины «образованность» и «социализованность» или предложить следующее определение «целевых ориентиров» : «…это достижения детей, результаты их совместной деятельности со взрослыми, явленные в виде образованности и социализованности» [3. С. 19].
Таким образом вся работа в ДОО должна быть ориентирована на увеличение качества образованности и (или) социализованности воспитанников, а это становится возможным за счет увеличения качества обучения и (или) воспитания, т. е. включения в образовательный процесс более эффективных, инновационных инструментов а) воздействия (форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания) и б) оценивания образованности и социализованности детей. И других «целевых ориентиров» у нас нет и быть не может; ведь и родители, и дети, и педагоги, и государство стремятся к все более высокому уровню образованности и социализованности всех граждан с самого юного возраста.
Поэтому, справедливо, что ФГОС ДО определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской политики в области дошкольного образования на основе сохранения фундаментальности его содержания, соответствия международным стандартам, актуальным и перспективным потребностям каждой личности, построением гражданского общества и государства.
Дошкольное образование теперь обрело новый статус и является теперь первым звеном в системе непрерывного образования страны. Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг2 по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их обучению и воспитанию, образованию и социализации. В связи с этим, необходимо определиться с содержательным наполнением категории «услуга». Некоторые исследователи предлагают следующее определение: «услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя» С. Г. Молчанов, критикуя это определение, говорит, что «услуга» - это действие исполнителя, предполагающее создание продукта, востребованного потребителем. Какие же продукты создает образовательная система? Только образованность и социализованность, которые состоят из образовательных и социальных компетенций. Значит, на каждом занятии мы оказываем родителям услугу, формируя у ребенка образовательную (рисовать) и (или) социальную (усидчивость) компетенцию3.
В условиях вариативности и ориентированности дошкольного образования на инновации, увеличивающие эффективность воздействия на образованность и (или) социализованность ребенка, образовательная организация должна предоставлять и услуги
обновленного качества, поэтому создание в дошкольной организации системы менеджмента качества образованности и социализованности выступает гарантом качества образовательных услуг.
Новая парадигмальная наполненность системы управления в любой образовательной организации связана, прежде всего, с тем, что важнейшим приоритетом функционирования социализационно-образовательного процесса становится управление качеством и самого процесса, и его продуктов – образованности и социализованности.
В этой связи отметим, что одним из показателей качества предоставляемых услуг ДОО является её ориентация на взаимодействие с семьей, родителями — заказчиками различных категорий услуг: от посещения групп кратковременного пребывания до консультирования родителей детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения и, даже, будущих родителей.
Такая управленческая и методическая работа обеспечивает исполнение статей 44 и 89 Закона «Об образовании…» [7] и ФГОС ДО [6], поэтому родители наших воспитанников являются равноответственными (ст. 44 Закона «Об образовании…») партнерами по всем составляющим образовательного процесса не только в ДОУ, но и в семье.
Повышение конкурентоспособности каждого ДОО связано с его возможностями удовлетворять не только имеющиеся, но и перспективные (гипотетические) требования потребителя, изучение которых должно стать выделенным направлением деятельности соответствующих специалистов в системе менеджмента качества (выявление семей и отдельных детей, нуждающихся в социальной защите, выявление и индивидуальное сопровождение одаренных детей, детей-инвалидов, детей с ОВЗ и т. д.) [9].
Дошкольные образовательные организации, предлагая населению основные (образовательные) и дополнительные (образовательные, физкультурно-оздоровительные, медицинские и др.) услуги, в своей работе должны ориентироваться не на «усредненного» потребителя, а учитывать индивидуальные особенности конкретных детей:
- адаптационные группы для детей раннего возраста;
- развивающие занятия для будущих первоклассников;
- кружки (вязания, рисования и др.);
- спортивные секции для мальчиков и девочек и др. ;
и конкретных семей и родителей:
- клуб молодых мам (отцов);
- клуб бабушек (дедушек);
- студии танца;
- музыкальные (литературные, поэтические) гостиные и др.
Все эти дополнительные услуги должны учитывать культурный и образовательный уровень адресата (потребителя, уровень его компетентности в области педагогики, социологии, психологии, физиологии, его интересы и способности.
ФГОС ДО задает нижнюю допустимую границу, как для создания условий для осуществления образовательного процесса, так и для результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С учетом неравнозначности и неравномерности развитости и инновационности образовательных систем в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС ДО повлияет, в целом, на повышение качество российской системы дошкольного образования [8].
В дошкольной образовательной организации, при выстраивании работы для введения ФГОС ДО, необходимо организовать её, как минимум, в трёх уровнях [2] :
-первый - педагог: формирование индивидуальной, педагогической деятельности, ориентированной на вертикальный или горизонтальный карьерный рост [2] :
- второй - педагогический персонал: формирование групп единомышленников в рамках методических объединений и творческих групп;
- третий – образовательная система : реализация а) ФГОС ДО, б) научных достижений педагогики дошкольного образования и в) инновационных, эффективных педагогических практик, сложившихся в деятельности педагогов нашего ДОО и наших коллег.
Что касается персонала ДОО, то приоритетной задачей мы считаем увеличение количества и качества методических и дидактических компетенций педагогов, так как методическая
работа с педагогами и качество их научно-методической продукции определяет и качество работы с воспитанниками, которая непосредственно реализуется каждым с учетом методических продуктов своих и других.
Руководители высшего звена (заведующий, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по хозяйственно-административной работе и др.) своим личным примером должны демонстрировать приверженность решению проблем управления качеством образованности и социализованности воспитанников.
Руководитель, как лицо, принимающее решения (ЛПР, в ДОО, определяет, в программе развития ДОО, и миссию своей образовательной организации, и политику в области управления качеством образованности (социализованности) воспитанников, и приоритетов во исполнение ФГОС ДО. На этих фундаментальных основаниях и выстраивается вся система менеджмента качества образования в ДОО, которая должна ориентироваться на личность воспитанника, с одной стороны, и на личность взрослого (педагога и родителя, с другой. Это делает актуальной проблему перформации (трансформации) управленческой деятельности, ее культурных оснований, от директивных, авторитарных, жестко-административных к гуманистическим, демократическим, даже, в известном смысле, либеральным. Руководитель современной ДОО, в условиях ФГОС ДО, должен обладать профессионально-управленческими компетенциями реализации идей и способов формирования командного стиля работы, командного менеджмента.
Роль руководителя заключается и в том, что он должен заботиться об обучении персонала через а) систему институциональной методической работы, б) повышение квалификации в ИПК и других учреждениях, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества образования в ДОО : кадровыми, методическими, финансовыми, материально-техническими и др.
Перед руководителем ДОО стоит важная задача создания «условий для открытых и честных коммуникаций мотивационной среды ДОО для вовлечения всех сотрудников в работу по совершенствованию качества, разработки мероприятий по стимулированию всех участников образовательного процесса на его достижение».
Эффективное управление качеством образования требует измеримости количественных и качественных параметров его «результатов», «достижений», «целевых ориентиров» [3. С. 19], как продуктов образовательного процесса в ДОО, причем ФГОС ДО дает пока не очень прочную основу для построения системы управления качеством услуг в дошкольном образовании.
Таким образом, следует отметить, что построение целостной системы управления качеством образования в ДОО — процесс, требующий, прежде всего компетентности авторов ФГОС ДО, руководителей и педагогов, принятия каждым работником, специалистом основных положений философии качества образования.
Вместе с тем, учет, уже хотя бы на сегодняшнем уровне, сформулированных и принятых принципов менеджмента качества в дошкольном образовании, позволит уже сегодня повысить качество образовательных услуг, практически, по всем направлениям функционирования современной дошкольной образовательной организации.
Список литературы:
1. Примерные персонифицированные программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций : методические рекомендации / С. Н. Обухова, Н. Г Кузнецова, А. В. Копытова, Г. А. Рябова, Т. А. Сваталова; под ред. Литвиненко Н. В. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 287 с.
2. Шарова, С. Ф. Система методической работы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО / С. Ф. Шарова. – Челябинский гуманитарий, №2(31) / 2015. – С. 163 – 165 с.
3. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО? / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. – 2014. - № 5. – С. 4-21.
4. Молчанов, С. Г. Проектирование инновационной методической работы в современном ДОУ / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева // Челябинский Гуманитарий. – 2007. - № 3. – С. 123-130
5. Молчанов, С. Г. Инструментальное обеспечение оценивания методической компетентности педагогов инновационных ДОУ / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2005. – 60 с.
6. Приказ № 1155 от 17. 10. 2013 «Об утверждении ФГОС ДО» [Электронный ресурс. ]URL : https://tc-sfera.ru/tegi/fgos
7. Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [ Электронный ресурс]
Петрова Олеся Николаевна – воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ ДС) «Детский сад № 261 г. Челябинска», студент магистратуры факультета дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета