Татьяна Тукиш
Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекци-онно-развивающая деятельность, в том числе направленная на коррекцию речевых на-рушений у детей.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей.
Публикация «Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Включение родителей в педагогический процесс – это необходимое условие полноценного речевого развития ребенка. Важно чтобы с ребенком занимались не только в детском саду, но и в семье.
То есть, наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и родители действуют согласованно.
Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и воспитателей. К сожалению, изначально родители идут на это очень неохотно.
Поэтому мы придумываем всё новые способы вовлечении родителей в коррек-ционный процесс и процесс подготовки к школе их же собственных детей.
Конечно, используем наглядно-информационные формы организации общения, они условно разделены на две подгруппы :
– информационно-ознакомительные;
– информационно-просветительские.
Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в данном направлении.
К данной форме можно отнести и информацию, размещенную в Уголке для ро-дителей: цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы логопеда и др.
Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь и прямое, и опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.
Начинаем мы традиционно с родительских собраний. В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5, тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и от возраста детей. Мы стараемся разнообразить форму проведения родительских собраний, делая родителей не только пассивными слушателями, но и активными участниками.
Первое собрание «Психолого-педагогические особенности детей с ОНР и аспекты коррекционной работы с ними» проводим в конце сентября.
Я стараюсь в доступной форме объяснить родителям суть речевого дефекта де-тей, знакомить с популярной литературой по речевому нарушению.
В результате своих многолетних наблюдений я пришла к выводу, что большин-ство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только неправильное звукопроизношение, причем в боль-шинстве случаев лишь звуков ш, ж, р, редко кого из них волнует недоразвитие лекси-ко-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.
Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как пра-вило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.
Даю рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома, по ра-боте с индивидуальной тетрадью ребенка. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи детям в условиях логопедической группы.
Опыт работы показывает, что после знакомства с результатами обследования многие родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, работе логопеда и воспитателей. Второе собрание родителей проводится в ян-варе. На этом собрании родители получают информацию об итогах обучения детей за истекший срок, знакомлю далее с основными направлениями дальнейшего коррекционного обучения, предлагаю родителям поделиться наблюдениями за развитием речи детей. Это собрание обычно проводим в форме деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п.
В конце года проводится собрание по итогам коррекционного обучения (в мае, на нем даем рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.
Кроме собраний, важным видом взаимосвязи в своей работе с родителями являются консультации. Они бывают фронтальные и индивидуальные.
Фронтальные планирую, как правило, один раз в месяц. Это своеобразный лого-педический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультант может быть следующим:
• играем вместе с мамой (артикуляционная гимнастика)
• закрепление речевых навыков у детей
• как учить стихи играючи
• готовность к школе что и как читать детям?
• учим детей общению
• готовность детей к звуковому анализу;
• постановка и автоматизация отдельных групп звуков;
• обучение детей с ОНР рассказыванию;
• обучение грамоте детей с ОНР.
Индивидуальные консультации провожу по приглашению или по просьбе или предложению родителей один раз в неделю, в определенный день. На этих консультациях я демонстрирую успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняю, какая помощь необходима ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения.
Предлагаю родителям Логотренинг (это цикл подготовительных логопедиче-ских занятий) работа родителей с ребёнком в домашних условиях.
Родители при необходимости и при наличии возможностей могут посещать за-нятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут видеть, оце-нивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей.
Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздейст-вия на речь и в целом на личность ребенка.
На родительских собраниях и консультациях я даю рекомендации по выполне-нию заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.
Для удобства работы я постепенно перешла на использование определенных карточек с заданиями, в которых сконцентрирован многолетний опыт совместной ра-боты по коррекции общего недоразвития речи детей.
Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в школе, помогает родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную про-грамму воздействия по преодолению речевого дефекта.
Родители, внимательно изучив домашнее задание, имеют возможность сориентироваться, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие сюжетно-ролевые игры или режимные моменты ввести данный материал, какую использовать художественную литературу.
Практикую Памятки для родителей различных видов. Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких-либо действий
Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Развитие фонематического слуха у детей», «Правильное дыхание – правильная речь» и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, беседую о прочитанном, отвечаю на возникшие вопросы, выслушиваю предложения и т. д.
Новое - это использование письменных форм общения с родителями.
Неформальные записки. Могу посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном речевом навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь;
Имеется Библиотека игр и упражнений, где родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми по развитию речи.
Логопедический уголок. где родителям будут даются практические рекоменда-ции по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выяв-лению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме.
В рубрике «Играем дома» знакомим родителей с играми, игровыми упражне-ниями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
В логопедическом уголке есть краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.
Такая система взаимодействия с родителями по развитию речи дает хорошие результаты в процессе подготовки детей с ОНР к обучению к школе.