Лучший педагог года

Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе

Татьяна Тукиш
Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекци-онно-развивающая деятельность, в том числе направленная на коррекцию речевых на-рушений у детей.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей.

Публикация «Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе» размещена в разделах

Включение родителей в педагогический процесс – это необходимое условие полноценного речевого развития ребенка. Важно чтобы с ребенком занимались не только в детском саду, но и в семье.

То есть, наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и родители действуют согласованно.

Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и воспитателей. К сожалению, изначально родители идут на это очень неохотно.

Поэтому мы придумываем всё новые способы вовлечении родителей в коррек-ционный процесс и процесс подготовки к школе их же собственных детей.

Конечно, используем наглядно-информационные формы организации общения, они условно разделены на две подгруппы :

– информационно-ознакомительные;

– информационно-просветительские.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в данном направлении.

К данной форме можно отнести и информацию, размещенную в Уголке для ро-дителей: цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы логопеда и др.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь и прямое, и опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.

Начинаем мы традиционно с родительских собраний. В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5, тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и от возраста детей. Мы стараемся разнообразить форму проведения родительских собраний, делая родителей не только пассивными слушателями, но и активными участниками.

Первое собрание «Психолого-педагогические особенности детей с ОНР и аспекты коррекционной работы с ними» проводим в конце сентября.

Я стараюсь в доступной форме объяснить родителям суть речевого дефекта де-тей, знакомить с популярной литературой по речевому нарушению.

В результате своих многолетних наблюдений я пришла к выводу, что большин-ство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только неправильное звукопроизношение, причем в боль-шинстве случаев лишь звуков ш, ж, р, редко кого из них волнует недоразвитие лекси-ко-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как пра-вило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.

Даю рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома, по ра-боте с индивидуальной тетрадью ребенка. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи детям в условиях логопедической группы.

Опыт работы показывает, что после знакомства с результатами обследования многие родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, работе логопеда и воспитателей. Второе собрание родителей проводится в ян-варе. На этом собрании родители получают информацию об итогах обучения детей за истекший срок, знакомлю далее с основными направлениями дальнейшего коррекционного обучения, предлагаю родителям поделиться наблюдениями за развитием речи детей. Это собрание обычно проводим в форме деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п.

В конце года проводится собрание по итогам коррекционного обучения (в мае, на нем даем рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

Кроме собраний, важным видом взаимосвязи в своей работе с родителями являются консультации. Они бывают фронтальные и индивидуальные.

Фронтальные планирую, как правило, один раз в месяц. Это своеобразный лого-педический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультант может быть следующим:

• играем вместе с мамой (артикуляционная гимнастика)

• закрепление речевых навыков у детей

• как учить стихи играючи

• готовность к школе что и как читать детям?

• учим детей общению

• готовность детей к звуковому анализу;

• постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

обучение детей с ОНР рассказыванию;

обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации провожу по приглашению или по просьбе или предложению родителей один раз в неделю, в определенный день. На этих консультациях я демонстрирую успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняю, какая помощь необходима ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения.

Предлагаю родителям Логотренинг (это цикл подготовительных логопедиче-ских занятий) работа родителей с ребёнком в домашних условиях.

Родители при необходимости и при наличии возможностей могут посещать за-нятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут видеть, оце-нивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздейст-вия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях я даю рекомендации по выполне-нию заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.

Для удобства работы я постепенно перешла на использование определенных карточек с заданиями, в которых сконцентрирован многолетний опыт совместной ра-боты по коррекции общего недоразвития речи детей.

Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в школе, помогает родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную про-грамму воздействия по преодолению речевого дефекта.

Родители, внимательно изучив домашнее задание, имеют возможность сориентироваться, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие сюжетно-ролевые игры или режимные моменты ввести данный материал, какую использовать художественную литературу.

Практикую Памятки для родителей различных видов. Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких-либо действий

Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Развитие фонематического слуха у детей», «Правильное дыхание – правильная речь» и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, беседую о прочитанном, отвечаю на возникшие вопросы, выслушиваю предложения и т. д.

Новое - это использование письменных форм общения с родителями.

Неформальные записки. Могу посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном речевом навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь;

Имеется Библиотека игр и упражнений, где родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми по развитию речи.

Логопедический уголок. где родителям будут даются практические рекоменда-ции по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выяв-лению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме.

В рубрике «Играем дома» знакомим родителей с играми, игровыми упражне-ниями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

В логопедическом уголке есть краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Такая система взаимодействия с родителями по развитию речи дает хорошие результаты в процессе подготовки детей с ОНР к обучению к школе.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей старшей группы на 2014–2015 учебный год Форма проведения СодержаниеСентябрь 1. Анкетирование «Сведения о семье» 2. Печатные консультации «Особенности развития ребенка 5-6 лет».

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе
Опубликовано: 22 января 2023 в 16:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система взаимодействия с родителями как основа подготовки детей с ОНР к обучению к школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД