Анжела Кошелева
Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями.
Кошелева А. В., учитель – логопед
МДОУ «Детский сад №19
комбинированного вида» г. Железногорска
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей дошкольного возраста. Иногда они носят временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах, простудах, образования серных пробок, дефектах барабанной перепонки и т. д.
Публикация «Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
В других случаях нарушения слуха носят стойкий характер, что связано с поражением внутреннего уха – сенсоневральная тугоухость и глухота. В этом случае проводится поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование и, разумеется, длительная систематическая педагогическая коррекция. Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка.
В настоящие время все чаще в речевых группах появляются дети с нарушенным слухом. Для данной категории детей мною составлена система специальных упражнений, которые носят занимательный игровой характер и содействуют более успешной автоматизации звуков в речи.
Первыйтип упражнений – изолированное протяжное произнесение звука.
На звуке [ Т ]. не отрабатывается.
Второй тип упражнений – звук[ Т ].в различных сочетаниях сгласными.
а) Прямой слог / на материале слогов/
Достань из сумки колобка слоги и прочитай их. Хорошо говори звук[ Т ]. (Рисунок с изображением колобка и его сумки с написанными слогами).
Та, то, ту, ты.
На материале слов.
Отгадай кроссворд. Правильно произноси звук [Т]./речевой материал/ -
1- Тарелка (по вертикали, 2- топор (по вертикали, 3- табурет (по горизонтали, 4- туча (по горизонтали)
На материале фраз.
Прочитай, вставь букву [Т]. Правильно произноси звук [Т].
…аня мое… …арелки.
…араканживё… за печкой - …о-…о …ёплоемес…ечко!
На небе …учи.
…ома купила …ор… .
На материале текста.
Прочитай стихотворение. Расставь ударение. Правильно произноси звук [Т].(Рисунок по тексту).
Необыкновенный цирк.
В лапе зонт не шелохнется
У кота – канатоходца.
Нужно много репетиций,
Чтоб с каната не свалиться.
б) Обратный слог
на материале слогов.
Где спрятались слоги (Слоги «спрятались» под изображением открывающихся воздушных шаров). Найди их и прочитай. Правильно произноси звук [Т].
Ут, от, ат, ит, ит, ыт, ат, ут…
На материале слов. (Слова прочитываются по часовой стрелке на циферблате).
Прочитай слова. Правильно произноси звук [Т].
/речевой материал/
Утка, атом, отличник, атака, ответ, атлас, утренник, отдых, утро, утюг.
На материале фраз. (Рисунки по тексту).
Дополни слова в предложениях. Прочитай предложения. Хорошо произноси звук [Т].
В че…верг у нас был … …ренник.
Дайте, пожалуйс…, поло…енце.
Вера рису… … летний буке… .
Бабушка вяже… св… …ер из шерсти.
Мой бра… - о…личник.
На материале текста.
Прочитай текст, при чтении обрати внимание на произнесение звука [ Т ]. Хорошо произноси звук [Т].(Соответствующий тексту рисунок).
В комнате
Это комната. Рита с братом Петей убирают комнату. Рита вытирает пыль. Петя подметает пол. Ребята – молодцы.
в) Между гласными.
На материале слогов. (Фокусник спрятал карточки в кубиках).
Прочти, что спрятал фокусник. Хорошо произноси звук [Т]./речевой материал/-
Ата, ото, ута, ита, иту, иты…
На материале слов.
Прочти слова, которые увиделколобок на облаках. (Рисунок колобка с зонтиком, на каждом облаке – слово).Хорошо произноси звук Т. /речевой материал-молоток, сметана, лопата, ракета, телята, петух.
На материале фраз. (Рисунок по тексту).
Ответь на вопросы. Правильно произноси звук [Т].
На птицеферме живут куры и петухи. /Кто живет на птицеферме?/ Вся семья работает летом в саду. /Что делает семья в саду?/ Петя лепит ракету из пластилина. /Что лепит Петя?/
На материале текста. (Рисунок по теме).
Составь рассказ по картинке «Котик Бантик и утенок Утик». Правильно произноси звук [Т]./сюжетная картинка по теме/.
Третий тип упражнений. Наиболее употребительные сочетания с другими согласными.
на материале слогов. (Под изображением каждой рыбки-соответствующий слог).
Найди слоги, которые спрятали рыбки. Правильно произноси звук [Т]./речевой материал-тка, пта, ста, тра, тла…
на материале слов. (Изображения предметов – по данной цепочке).
«Кто первый?» Назови предметы. Хорошо произноси звук [Т]. «Старт» - торт – матрёшка – портфель – стул – стол – стакан – «финиш»
На материале фраз.
Дополни предложения по картинкам. Прочитай предложения. Хорошо произноси звук [Т].
Дети вошли в. идет в депо. Таня любит кататься в.
Троллейбус/картинка/ выехал из гаража.
На материале текста.
Отгадай загадки. Проверь ответ. Хорошо произноси звук [Т].
Сидит дед
во сто шуб одет.
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. /картинка - отгадка/
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. /картинка - отгадка/
Четвертый тип упражнений. Упражнения на дифференциацию :
а) По звонкости и глухости.
На материале слогов.
Прочти слоги. Различай звуки[Т]. и [Д]. Правильно произноси звук [Т].
ТЫ ТЭ ТУ ДУ
ТА ДЫ ДЭ
ТОДОДА
На материале слов. (Картинки-подсказки с изображением данных предметов).
Прочитай пары слов, найди их на картинках. Различай [Т].и[Д].Хорошо произноси звук
[ Т ].
Даша – Таня, туча – дудочка, вата – вода, домик – торт, топор – одежда, доска пальто. /картинки/
На материале фраз. (Картинки по сюжету).
Выучи пословицы и чистоговорки. Правильно произноси звук [Т].
Делу время, а потехе час. /картинка-подсказка/
Труд даром не даётся. /картинка-подсказка/
Собака Том сторожит дом. /картинка-подсказка/
На материале текста. (Картинки по сюжету).
Прочти стихотворения. Назови слово, в котором есть звук [Т], потом слово, в котором есть звук [Д]. Хорошо произноси звук [Т].
Мать на рынок уходила
Дочке лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжётся, Леночка, огонь!» /картинка по тексту/
Мой товарищ, мой дружок,
Я дарю тебе флажок,
Со звездою не простой –
Со звездою золотой.
б) по твердости и мягкости.
На материале слогов. (Слоги «спрятались» под открывающимися осенними листьями).
Найди, где спрятались слоги. Прочитай слоги. Хорошо произноси звук [Т]./речевой материал- ту-тю, ты-ти, ат-ать, то-тё, ит-ить, от-оть…
На материале слов. (Рисунки с изображением данных предметов а также их написания).
Определи, в каких словах есть звук [Т], в каких [Т,]. Прочти их. Хорошо произноси звуки[Т]. - [Т,]. /речевой материал/
Тыква, кровать, батон, Костя, тапочки, кот, топор, пальто. (картинки к словам)
На материале фраз.
Прочитай скороговорки. Выучи их. Правильно произноси звук [Т].
Опять пять ребят нашли пять опят.
Тополь –тополёк надел тёплый платок.
Ткёт ткач Тане на платье.
Терпенье и труд всё перетрут.
На материале текста. (Изображение колобка).
Помоги колобку читать чистоговорки. Правильно произноси звук [Т].
1) Тя – тя – тя, тя – тя – тя –
Моем мы полы шутя.
Та – та – та, та – та – та –
У нас дома чистота.
2) Ты – ты – ты, ты – ты – ты –
Сметану съели все коты.
Ти – ти – ти, ти – ти – ти –
Съели кашу всю почти.
3) Тё – тё – тё, тё – тё – тё –
Отложили мы шитьё.
Стали мы играть в лото,
То – то – то то – то – то.
4) Ать – ать – ать, ать – ать – ать –
Мы идём гулять.
Ат – ат – ат, ат – ат – ат –
Берем с собою самокат.