МААМ-картинки

Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями

Анжела Кошелева
Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями.

Кошелева А. В., учитель – логопед

МДОУ «Детский сад №19

комбинированного вида» г. Железногорска

Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей дошкольного возраста. Иногда они носят временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах, простудах, образования серных пробок, дефектах барабанной перепонки и т. д.

Публикация «Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями» размещена в разделах

В других случаях нарушения слуха носят стойкий характер, что связано с поражением внутреннего уха – сенсоневральная тугоухость и глухота. В этом случае проводится поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование и, разумеется, длительная систематическая педагогическая коррекция. Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка.

В настоящие время все чаще в речевых группах появляются дети с нарушенным слухом. Для данной категории детей мною составлена система специальных упражнений, которые носят занимательный игровой характер и содействуют более успешной автоматизации звуков в речи.

Первыйтип упражнений – изолированное протяжное произнесение звука.

На звуке [ Т ]. не отрабатывается.

Второй тип упражнений – звук[ Т ].в различных сочетаниях сгласными.

а) Прямой слог / на материале слогов/

Достань из сумки колобка слоги и прочитай их. Хорошо говори звук[ Т ]. (Рисунок с изображением колобка и его сумки с написанными слогами).

Та, то, ту, ты.

На материале слов.

Отгадай кроссворд. Правильно произноси звук [Т]./речевой материал/ -

1- Тарелка (по вертикали, 2- топор (по вертикали, 3- табурет (по горизонтали, 4- туча (по горизонтали)

На материале фраз.

Прочитай, вставь букву [Т]. Правильно произноси звук [Т].

…аня мое… …арелки.

…араканживё… за печкой - …о-…о …ёплоемес…ечко!

На небе …учи.

…ома купила …ор… .

На материале текста.

Прочитай стихотворение. Расставь ударение. Правильно произноси звук [Т].(Рисунок по тексту).

Необыкновенный цирк.

В лапе зонт не шелохнется

У кота – канатоходца.

Нужно много репетиций,

Чтоб с каната не свалиться.

б) Обратный слог

на материале слогов.

Где спрятались слоги (Слоги «спрятались» под изображением открывающихся воздушных шаров). Найди их и прочитай. Правильно произноси звук [Т].

Ут, от, ат, ит, ит, ыт, ат, ут…

На материале слов. (Слова прочитываются по часовой стрелке на циферблате).

Прочитай слова. Правильно произноси звук [Т].

/речевой материал/

Утка, атом, отличник, атака, ответ, атлас, утренник, отдых, утро, утюг.

На материале фраз. (Рисунки по тексту).

Дополни слова в предложениях. Прочитай предложения. Хорошо произноси звук [Т].

В че…верг у нас был … …ренник.

Дайте, пожалуйс…, поло…енце.

Вера рису… … летний буке… .

Бабушка вяже… св… …ер из шерсти.

Мой бра… - о…личник.

На материале текста.

Прочитай текст, при чтении обрати внимание на произнесение звука [ Т ]. Хорошо произноси звук [Т].(Соответствующий тексту рисунок).

В комнате

Это комната. Рита с братом Петей убирают комнату. Рита вытирает пыль. Петя подметает пол. Ребята – молодцы.

в) Между гласными.

На материале слогов. (Фокусник спрятал карточки в кубиках).

Прочти, что спрятал фокусник. Хорошо произноси звук [Т]./речевой материал/-

Ата, ото, ута, ита, иту, иты…

На материале слов.

Прочти слова, которые увиделколобок на облаках. (Рисунок колобка с зонтиком, на каждом облаке – слово).Хорошо произноси звук Т. /речевой материал-молоток, сметана, лопата, ракета, телята, петух.

На материале фраз. (Рисунок по тексту).

Ответь на вопросы. Правильно произноси звук [Т].

На птицеферме живут куры и петухи. /Кто живет на птицеферме?/ Вся семья работает летом в саду. /Что делает семья в саду?/ Петя лепит ракету из пластилина. /Что лепит Петя?/

На материале текста. (Рисунок по теме).

Составь рассказ по картинке «Котик Бантик и утенок Утик». Правильно произноси звук [Т]./сюжетная картинка по теме/.

Третий тип упражнений. Наиболее употребительные сочетания с другими согласными.

на материале слогов. (Под изображением каждой рыбки-соответствующий слог).

Найди слоги, которые спрятали рыбки. Правильно произноси звук [Т]./речевой материал-тка, пта, ста, тра, тла…

на материале слов. (Изображения предметов – по данной цепочке).

«Кто первый?» Назови предметы. Хорошо произноси звук [Т]. «Старт» - торт – матрёшка – портфель – стул – стол – стакан – «финиш»

На материале фраз.

Дополни предложения по картинкам. Прочитай предложения. Хорошо произноси звук [Т].

Дети вошли в. идет в депо. Таня любит кататься в.

Троллейбус/картинка/ выехал из гаража.

На материале текста.

Отгадай загадки. Проверь ответ. Хорошо произноси звук [Т].

Сидит дед

во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. /картинка - отгадка/

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. /картинка - отгадка/

Четвертый тип упражнений. Упражнения на дифференциацию :

а) По звонкости и глухости.

На материале слогов.

Прочти слоги. Различай звуки[Т]. и [Д]. Правильно произноси звук [Т].

ТЫ ТЭ ТУ ДУ

ТА ДЫ ДЭ

ТОДОДА

На материале слов. (Картинки-подсказки с изображением данных предметов).

Прочитай пары слов, найди их на картинках. Различай [Т].и[Д].Хорошо произноси звук

[ Т ].

Даша – Таня, туча – дудочка, вата – вода, домик – торт, топор – одежда, доска пальто. /картинки/

На материале фраз. (Картинки по сюжету).

Выучи пословицы и чистоговорки. Правильно произноси звук [Т].

Делу время, а потехе час. /картинка-подсказка/

Труд даром не даётся. /картинка-подсказка/

Собака Том сторожит дом. /картинка-подсказка/

На материале текста. (Картинки по сюжету).

Прочти стихотворения. Назови слово, в котором есть звук [Т], потом слово, в котором есть звук [Д]. Хорошо произноси звук [Т].

Мать на рынок уходила

Дочке лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжётся, Леночка, огонь!» /картинка по тексту/

Мой товарищ, мой дружок,

Я дарю тебе флажок,

Со звездою не простой –

Со звездою золотой.

б) по твердости и мягкости.

На материале слогов. (Слоги «спрятались» под открывающимися осенними листьями).

Найди, где спрятались слоги. Прочитай слоги. Хорошо произноси звук [Т]./речевой материал- ту-тю, ты-ти, ат-ать, то-тё, ит-ить, от-оть…

На материале слов. (Рисунки с изображением данных предметов а также их написания).

Определи, в каких словах есть звук [Т], в каких [Т,]. Прочти их. Хорошо произноси звуки[Т]. - [Т,]. /речевой материал/

Тыква, кровать, батон, Костя, тапочки, кот, топор, пальто. (картинки к словам)

На материале фраз.

Прочитай скороговорки. Выучи их. Правильно произноси звук [Т].

Опять пять ребят нашли пять опят.

Тополь –тополёк надел тёплый платок.

Ткёт ткач Тане на платье.

Терпенье и труд всё перетрут.

На материале текста. (Изображение колобка).

Помоги колобку читать чистоговорки. Правильно произноси звук [Т].

1) Тя – тя – тя, тя – тя – тя –

Моем мы полы шутя.

Та – та – та, та – та – та –

У нас дома чистота.

2) Ты – ты – ты, ты – ты – ты –

Сметану съели все коты.

Ти – ти – ти, ти – ти – ти –

Съели кашу всю почти.

3) Тё – тё – тё, тё – тё – тё –

Отложили мы шитьё.

Стали мы играть в лото,

То – то – то то – то – то.

4) Ать – ать – ать, ать – ать – ать –

Мы идём гулять.

Ат – ат – ат, ат – ат – ат –

Берем с собою самокат.

Публикации по теме:

Автоматизация звука {С} в игровых упражнениях Работа по автоматизации звука С в увлекательной игровой форме. Одновременно с этим подобраны задания на активизацию внимания, памяти, мышления.

«Приключения гномика Ромы!» Игра для автоматизации звуков. Презентация Автоматизацию звука можно сделать интересной и занимательной. Ребята с удовольствием помогают гномику Роме и проживают с ним его приключения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями
Опубликовано: 7 мая 2014 в 12:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система упражнений для автоматизации звука [Т] у дошкольников со слухоречевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Кошелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД