Кристина Зинченко
Система работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы с родителями
1. Описание выдвигаемой идеи.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность
Однако, насколько эффективно он будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Публикация «Система работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребёнка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.
Трудности родителей в воспитании детей связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент всё больше внимания начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Работники детского сада стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые формы сотрудничества с родителями.
Детский сад, как социальный институт в поддержку семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально – культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада.
Семья и детский сад составляют на определённом этапе основную воспитательную образовательную микросреду – образовательное пространство. И детский сад, и семья по – своему передают ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Целью нашей работы является на основе теоретических данных преобразовать разные пути работы с родителями в единую систему.
2. Обоснование значимости идеи для развития системы образования.
Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Разработка новой системы работы ДОУ с родителями поможет достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для детей единое образовательное пространство. Посредством грамотной работы ДОУ с родителями подрастающее поколение будет грамотным, инициативным, добропорядочным.
3. Механизмы реализации предлагаемой идеи (содержание исходного теоретического положения).
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
4. Методы и средства реализации идеи.
1. Досуговые формы организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребёнка изнутри, сравнить его с другими детьми, почувствовать трудности во взаимоотношениях, сравнить с другими, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. В досуговые формы входят праздники, развлечения, спортивные досуги, выставки, акции, выпуск сесеных газет и др.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается внимание к родным и близким, любовь к Родине, природе. С подобных мероприятий дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о героическом прошлом своего города, традициях своего народа. Наполненные впечатлениями, дети вместе с родителями увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
2. Познавательное направление - общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Формы и методы работы: (общие и групповые родительские собрания, занятия с привлечением родителей, дни посещения, работа с родительским комитетом, совместное создание предметно-развивающей среды, совместное оформление фотовыставок, Дни открытых дверей, семинары, практикумы, совместные экскурсии, участие родителей в подготовке и проведении праздников, тренинги, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
Стандартной формой организации родителей является родительское собрание, но можно проводить их также в нетрадиционных формах.
Например, «Педагогическая лаборатория» - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях, запланированных на год, слушают предложения родителей.
«Читательская конференция». Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение по определённой теме. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Подготовленное сообщение обсуждается с разных позиций. Важно определить актуальную тему конференции. Например, «Забота о здоровье детей», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, воспитателей, членов семей.
«Круглый стол». Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Темами заседаний могут быть «Обучение дошкольников правилам поведения за столом», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
«Душевный разговор». Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.
Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.
«Мастер - класс». Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др. Мастер – класс, по просьбам родителей, может провести и воспитатель. Например, по теме «Как научить ребёнка рисовать», с использованием нетрадиционных способов изображения.
Семейные клубы. Данная форма строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. Так, на собраниях клуба проводятся встречи с психологом, педиатром. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров. Темы встреч подсказывают сами родители. Это «Что делать, чтобы ребёнок меньше болел?», «Гиперактивный ребёнок в детском саду и дома» и др. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети.
Семейная гостиная. Это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
3. Наглядно-информационное направление работы с родителями.
Данные средства знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Наглядно – информационное направление включает в себя следующие средства: родительские уголки, папки-передвижки «Скоро в школу», «Игра, как средство воспитания»; семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем»; фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Наши будущие защитники»; фотовыставки «Мамочка, мамуля» и др. ; семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
Форма работы через родительские уголки является традиционной, но для того чтобы она была действенной и помогала активизировать родителей можно использовать, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
5. Прогнозируемые результаты.
- улучшение эмоционального климата в семье;
- упрочнение социального статуса ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
- изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов ребёнка, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься с его способностями;
- повышение эмоциональной насыщенности и информативности контактов родителей с детьми.
- снижение напряжения, тревожности, стабилизация психологического климата в семье;
- повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада
- учет родителями советов и рекомендаций воспитателей, узких специалистов;
- увеличение количества желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;
- создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.
6. Необходимые условия для реализации идеи.
- четкое планирование мероприятий;
- организация предметно-пространственной среды;
- поиск дополнительных источников финансирования для проведения мероприятий;
- улучшение кадрового обеспечения ДОУ;
- индивидуальная работа со «сложными» родителями.