Краснова Юлия
Система работы с педагогами по освоению современных развивающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Публикация «Система работы с педагогами по освоению современных развивающих технологий» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Педагог 21 века - это :
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Способный организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
ЭТАП 1
Слайд №1
Освоение педагогами инновационных образовательных технологий – важный этап к достижению данной цели, поэтому я разработала свой алгоритм освоения педагогами современных педтехнологий.
Слайд №2
Проведение собеседований, анкетирование, наблюдений в ходе посещения непосредственно образовательной деятельности, изучение методических разработок педагога, материалов по теме самообразования, персонифицированных программ педагогов, позволяющих определить характер педагогического мышления, готовности профессионально действовать в современных условиях, поможет педагогу осознать свои проблемы и настроиться на освоение принципиально новых технологий.
Слайд №3
На данном слайде представлена анкета для педагога для определения степени владения педагогами ДОО современными образовательными технологиями.
ЭТАП 2
Слайд№4
На следующем этапе «Изучения запросов педагогов на освоение современных образовательных технологий» с помощью анкетирования, собеседования и наблюдения происходит оценка уровня инновационного потенциала педагога, подготовленности к освоению новшеств, степени новаторства педагога, самоанализ успешности деятельности педагога.
Слайд №5, №6 – анкеты для педагогов
Слайд №7
На основе результатов исследования запросов педагогов, рекомендаций используемой образовательной программы, рекомендаций ФГОС ДО, составляется матрица востребованных технологий
ЭТАП 3
Слайд №8
На третьем этапе проводится экспресс – анализ предпочитаемых педтехнологий для решения задачи освоения инновационных педтехнологий педагогами ДОО и
изучение возможности и готовности освоения педагогами инновационных педтехнологий. Методы, применяемые на данном этапе: оценка материального ресурса, систематизация аналитических материалов, оценка личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Слайд №9
Составляется заключение по результатам диагностик с определением уровней личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
ЭТАП 4
Слайд №10
На данном этапе делается выбор педагогами одной или нескольких педтехнологий для освоения, составляется план-проект по освоению педтехнологий, который представлен н6а следующем слайде.
Слайд №11
Как правило, выбирают одну технологию. Выбор технологий для дальнейшего использования в своей практической деятельности зависит от мастерства носителя информации о технологии, от того, как была представлена та или иная технология.
ЭТАП 5
Слайд №12
Это этап знакомства с выбранной технологией через отработку некоторой совокупности приемов, техник, а затем освоения всех пошаговых действий в процессе самостоятельного осмысления и поиска.
Целесообразно знакомить педагогов с частными технологиями, которые конкретизируют общую технологию, чтобы каждый учитель мог осознать возможность ее применения в процессе изучения конкретной дисциплины и в имеющихся условиях, ее соответствие своим личностным особенностям. С педагогами проводятся занятия, разъясняющие суть технологии, предлагаются техники и приемы, которые отрабатываются в практической деятельности. Целесообразно либо посетить занятия с использованием конкретной технологии, либо посмотреть видеозапись и организовать обсуждение. Лучше один раз увидеть, чем «сто раз» услышать.
Еще полезнее испытать технологию «на себе», побывав в роли обучаемого в процессе ее освоения. Только в этом случае педагоги осмысленно применяют технологию в своей практической деятельности.
Слайд №13
Учитывая все эти моменты, планируется освоение инновационных педтехнологий через различные формы работы с педагогами.
ЭТАП 6
Слайд №14
«Применение отдельных техник и приемов технологии в сложившейся системе деятельности»
Целесообразно начать освоение технологии с применения отдельных ее техник, методов, приемов, что позволит педагогу более детально подготовиться к нововведению в свою практику, а детям более естественно, без перегрузки приобщиться к выполнению нового для них вида работы. После того, как успешно освоен новый прием организации деятельности учащихся, можно вводить новый элемент или новую технику.
ЭТАП 7
Слайд №15
Этап более глубокого знакомства с выбранной технологией через отработку некоторой совокупности приемов, техник наступает тогда, когда педагог осознал полезность технологии, возможности применять ее, возникло желание выстраивать систему своей деятельности на основе конкретной технологии. В этом случае педагог начинает читать целенаправленно литературу, где освещена данная проблема, обращается к специалистам за консультацией, посещает занятия коллег, которые используют данную технологию. Использование и отработка отдельных техник и приемов технологии осуществляется в условиях сложившейся системы деятельности.
ЭТАП 8
Слайд №16
«Этап построения учебного процесса на основе целостного использования технологии».
В этом случае педагогу часто приходится выходить за рамки традиционной системы обучения, что требует соответствующей поддержки со стороны администрации образовательного учреждения. В зависимости от особенностей технологии и границ ее применения в ряде случаев целесообразно гибко перестраивать расписание, корректировать учебный процесс, учитывая особенности работы, которую выполняют дети. Например, если педагог выстраивает систему проектной деятельности учащихся, то некоторые этапы ее предполагают организацию одновременно нескольких последовательных занятий, что потребует корректировки расписания. Презентация результатов проектной деятельности может выходить за рамки учебного процесса и осуществляться во внеучебное время.
ЭТАП 9
Слайд №17
Этот этап неизбежно происходит, если педагог работает творчески. У него возникает потребность разрабатывать свои техники и приемы.
Педагог приходит к осознанию того, что важно выбирать различные способы действий на каждом этапе деятельности с учетом возможностей и потребностей детей, выстраивая их индивидуальную траекторию.
Педагог находится в постоянном творческом поиске, экспериментировании, анализирует результаты своей деятельности и достижения учащихся, обладает высоким уровнем креативности, интуиции и педагогического мастерства. В данном случае педагог нуждается в особой поддержке администрации, органов образования. Его опыт следует представить в виде статей и методических рекомендаций, а в ряде случае целесообразно включать в целенаправленную исследовательскую деятельность для научной работы.
Слайд №18
Исходя из вышеизложенного, можно выделить три уровня технологической культуры педагога : нормативно – продуктивный, адаптивно-эвристический
(оптимальный, креативно-творческий (развивающийся).
Вывод:
Естественно, предложенный вариант освоения технологии не является универсальным. Путь освоения технологии может завершаться шестым этапом, что чаще всего и происходит. Это обусловлено тем, что большая часть педагогов, не имея возможностей отказаться от традиционной системы, вынуждена использовать отдельные техники и приемы предлагаемых технологий. Таким путем можно прийти к созданию собственных вариантов интерпретации известных образовательных технологий и побудить педагога к творчеству и поиску, что является одним из весьма важных результатов работы по освоению новых технологий. Коллективное овладение новыми технологиями способствует созданию атмосферы поиска и экспериментирования в образовательном учреждении, эвристической среды, благоприятной для развития творчества и профессиональной активности педагогов и детей. Главное подобрать «золотой ключик» к каждому педагогу.