Рамиля Гайсина
Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на районном семинаре на тему:
«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
«Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
Я. А. Коменский.
Публикация «Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что– то новое, – это беда для всех (для педагогов, для родителей и для самого ребенка).
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
Актуальность:
• Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений.
• Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
• Развитое логическое мышление - это не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
• В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера.
Решение этой проблемы возможно путем поиска новых методов и форм организации процесса воспитания дошкольников в игре. В нашей практике мы использовали различные занимательные игры, такие как: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», лабиринты и др., позволяющие развивать у детей мыслительные операции.
Поэтому обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.
Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. В связи с необходимостью развития логического мышления у детей в 2015 -16 учебном году приобрели дидактический материал «Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера». С начала учебного года начали изучать методику, проводили с педагогами обучающие семинары, мастер – классы, чтобы самим понять и начать работу с детьми. Материал конечно же сложный для начала, но очень интересный, и нужный, т. к. работая с блоками необходимо думать, сравнивать, анализировать, делать выводы – развивать мыслительные навыки, логическое мышление. И мы педагоги ДОО сами тоже заинтересовались этими инновационными технологиями, сделали для себя вывод, что этот дидактический материал необходимо включать в совместную деятельность с детьми.
Золтаном Дьенешем - венгерский психолог и математик, теоретик и практик, создатель прогрессивной авторской методики – «новая математика» разработал «Логические блоки».
Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).
Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку. Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.
Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
• формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
• цветом - красные, желтые, синие
• размером - большие и маленькие
• толщиной - толстые и тонкие.
Цель: Развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников
Задачи:
- Развивать мыслительные умения : сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)
- Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером
- Развивать пространственные представления.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Формы работы с блоками :
• Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»)
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;
• В подвижных играх: (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
• В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;
Методы и приемы работы с блоками :
• Инструкции
• Пояснения, разъяснения, указания
• Вопросы
• Словесные отчеты детей о выполнении задания
• Контроль, оценка
Условия работы
• Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое
• Избегать отрицательных оценок результатов деятельности
• Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями
Играя с блоками Дьенеша дети учатся:
1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие
3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства
4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Вывод: Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
Работа по карточкам :
На карточках условно обозначены свойства блоков:
• -цвет - пятно
• -форма – геометрическая фигура
• -размер – силуэтом домика (большой, маленький)
• -толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
• Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
• В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Вывод: Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению.
1 этап работы «Знакомство с блоками» :
Возраст: 3 – 4 года
Задачи:
• Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной
• Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели
2 этап работы с блоками «Выявление и абстрагирование свойств» :
Возраст: 4 -5 лет
Задачи: - Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других
-Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает
-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)
Игры:
«Найди такую же фигуру»
«Найди не такую же фигуру»
«Наведи порядок»
«Кто быстрее соберет блоки»
«Волшебный мешочек»
«Собери бусы»
«Цепочка»
3 этап работы «Сравнение, классификация, обобщение»
Возраст 5 – 6 лет
Задачи:
• - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам
• - Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам
Игры:
• «Второй ряд»
• «Построй дорожку»
• «Что изменилось»
• «Какая фигура лишняя?»
• «Игры с обручами»
4 этап работы «Логические действия и операции»
Возраст: 6 – 7лет
Задачи:
• -Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или»
• - Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям
• - Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее
• - Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению
• - Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»
Игры:
• «Архитекторы»
• «Логический поезд»
• «Мозаика цифр»
Результаты работы :
• Дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера
• Сформированы сенсорные эталоны; ориентировка в пространстве
• Сформировано логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать
Параллельно с блоками Дьенеша мы начали работу с палочками Кюизенера. Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию.
«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Задачи:
1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.
7. Развивать умение работать в коллективе.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка. Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между», «каждый», «одна из.», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Этапы обучения
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.
Литература:
- Методические рекомендации к использованию блоков Дьенеша «Давайте вместе поиграем»;
- Методические рекомендации к использованию палочек Кюизенера «На золотом крыльце»;
- Учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша;
- Учебно – методический комплекс игровых материалов к цветным, счетным палочкам Кюизенера.