Наталья Булайтене
Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ
▼ Скачать +Заказ
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Н. П. Булайтене.
МБДОУ «Детство» детский сад № 204, г. Нижний Тагил.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать,
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!
Публикация «Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей.
В последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Раннее детство и дошкольный возраст самым сенситивным периодом для развития. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.
Наш детский сад работает по программе «Детство». ( авторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гуревич). Центральными задачами образовательной программы «Детство» и её педагогической технологии являются:
1. сохранение уникальности каждого ребёнка;
2. создание благоприятных условий для самовыражения;
3. максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.
В связи с этим реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения.
Строится она следующим образом:
Выявление одаренных и талантливых детей :
— анализ особых успехов и достижений ребенка;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
— преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
— создание для ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— разработка индивидуальной траектории развития;
— формирование и развитие дополнительного образования на базе детского сада;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, тематических выставках.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников :
— тематический контроль развития одаренного ребенка;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах и выставках разного уровня.
Поощрение одаренных детей :
— Дипломы участия.
— Персональные выставки.
— Стенд «Наши звёздочки», «Шаги успеха».
— Презентации успеха талантливых и одаренных детей.
Работа с родителями одаренных детей :
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Работа с педагогами :
— Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в детском саду», «Обеспечение эмоционального положительного фона развития».
— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.
— Создание индивидуальной траектории развития творческого потенциала талантливого ребенка.
Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования.
Наше дошкольное учреждение предлагает следующие дополнительные услуги:
1. Кружок физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
2. «Игровая ритмическая гимнастика»
3. Изостудия «Юный художник»
4. Кружок английского языка «Веселый английский»
5. «Шахматы»
Наши дети принимали участия в мероприятиях различного уровня, конкурсах, выставках, где занимали призовые места, становились победителями.
Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются
В развитии своих талантов.
Вера - двигает горы…
Вера в детей может поднять их на такие высоты,
Которые нам трудно даже представит.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бекетова, З. Н. Организация работы с одарёнными детьми : проблемы, перспективы / З. Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.
2. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. - М. ,1998.
3. Насибуллина, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования : учебно-методическое пособие / А. Д. Насибуллина. – М. : Компания Спутник+, 2007. – 96 с.
4. Панютина, Н. И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н. И. Панютина, В. Н. Рагинская, Е. Б. Кислякова [и др. ]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с
5. Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гуревич. – СПб. : Акцидент, 1995.
6. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).