Анастасия Павловна Алексеева
Система работы «Технология проекта как средство повышения правовой культуры детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Считаю данную тему актуальной, поскольку в современных условиях большое внимание уделяется правовому образованию, которое отражается в федеральном стандарте.
Самая главная ценность – знание прав, норм и общаясь с детьми дошкольного возраста, анализируя результаты анкет родителей, пришла к выводу, что на сегодняшний день уровень правовых знаний, как детей, так и самих родителей является низким. У родителей сказывается отсутствие свободного времени на изучение данного вопроса. Дети в силу своих возрастных особенностей не осознают важность этого вопроса.
Публикация «Система работы „Технология проекта как средство повышения правовой культуры детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Таким образом, выше перечисленные факты, помогли определить цель моей деятельности - повышение уровня правовой культуры детей дошкольного возраста через технологию проекта.
Исходя из этого, определила комплекс задач:
Свою деятельность выстраивала поэтапно
В первую очередь изучила и провела анализ парциальных программ, методической литературы. Поставила в основу своей педагогической деятельности разработки таких авторов как
Более подробно изучила законодательные документы. Учитывая возрастные особенности детей моей группы, разработала проект по правовому воспитанию «Большие права – маленьким детям».
Вся работа с детьми строится на основе педагогической диагностики. Для выявления уровня освоения материала по правовому воспитанию применяла метод наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, контролировала освоение ООП ДО.
Педагогический процесс условно разделила на три основные блока, которые взаимосвязаны между собой:
1. Блок «Ребенок».
2. Блок «Семья».
3. Блок «Воспитатели».
Остановимся подробнее на блоке «Ребенок»
Для ребенка большое значение имеет развивающая предметно – пространственная среда (слайд 6-7, это одно из условий федерального стандарта. В группе создан центр «Страна прав и обязанностей детей».
Все пособия по правовому воспитанию находится в доступном для детей месте. Вся деятельность по правовому воспитанию детей нацелена на его последовательное введение в «правовой мир».
Раскрывая блок "Ребенок" хочется отметить, что эффективной формой работы, по моему мнению, является игра и используется она систематически во всех режимных моментах. Например, знакомя детей с содержанием статьи 7 «Каждый ребенок имеет право на имя», применила дидактические, хороводные, подвижные игры.
По раскрытию содержания статей Конвенции «Право на жизнь» (ст. 6, «Право на имя» (ст. 7, «Право на свободу» (ст. 37) с детьми старшего дошкольного возраста применяю метод игровых ситуаций с привлечением художественной литературы.
В своей работе использую ряд образовательных технологий, которые представлены на экране: игровая, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, ИКТ.
Работа, проведенная мною, качественно отражается на результатах. Дети являются активными участниками и других конкурсов.
Анализ деятельности показал, что проведенная работа улучшила результаты освоения ООП ДО, которые подтверждаются педагогической диагностикой.
Блок «Семья»
Прежде чем приступить к работе изучила социальный статус семей. Провела анкетирование родителей с целью выявления семей группы риска, склонных к нарушению прав ребёнка, проанализировала возрастной, образовательный ценз родителей. По результатам заполнила социальный паспорт семей воспитанников, посещающих детский сад.
Дальнейшая работа заключалась в выявление знаний родителей по правовому воспитанию. С родителями был проведен опрос на тему, «Какие документы о защите прав ваших детей вам известны?». Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что родители имеют низкую педагогическую культуру.
Для повышения правовой культуры родителей оформила стенд для родителей "Я ребенок - я имею право. ," папки – передвижки на темы: «Права ребенка», «Искусство быть родителем»; «Наказывая, подумай: зачем». Организовала выставку нормативно – правовых документов по защите прав ребенка, выставку детских рисунков, отражающих соблюдение прав ребенка.
В рамках проекта проведены собрания, семинары («Правовое воспитание в ДОУ», «Как защитить права своих детей», на которых предлагалось родителям поделиться методами воспитания детей, обсуждались проблемные ситуации, проигрывали ситуации при помощи сценок и т. п. Считаю, эти формы работы эффективными.
Результаты работы с родителями: 100 % ознакомлены с положением конвенции о правах ребенка, знают статьи семейного кодекса, четко формулируют свои права и обязанности по отношению к своему ребенку.
Блок «Воспитатели»
В течение проекта неоднократно делилась опытом работы с педагогами ДОУ на педсоветах, семинарах, проводила открытые показы образовательной деятельности: «Путешествие в страну прав и обязанностей», «Право на имя», «Защита прав героев сказки».
Информацию о проделанной работе, событиях в группе размещаю на сайте ДОУ и на международном образовательном портале, а также наполняю электронное портфолио педагога. Идя в ногу со временем, общение с родителями, продолжаю при помощи компьютерных технологий.
Таким образом, считаю, что система моей работы по повышению уровня правовой культуры детей и родителей привела к положительным результатам.
Наиболее важными результатами в своей работе считаю:)
• Основная образовательная программа ДОУ освоена детьми на 100%. Высокая активность воспитанников в конкурсах различного уровня, дети победители конкурсов различного уровня.
• У воспитанников сформировались устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права, развиты умения самостоятельно находить возможные варианты помощи, самозащиты в случае нарушения прав.
• Повысилась правовая культура родителей.