Светлана Мильчакова
Система работы по развитию мелкой моторики в рамках реализации программы «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Маленькие ручки играем, развиваем через пальчиковые игры»
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами
и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста.
Свою работу по развитию мелкой моторики провожу с детьми раннего возраста.
В группу приходят дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Мною разработана система работы по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста посредством здоровье сберегающих технологий детей совместно с родителями:
• совместная деятельность педагога с детьми и родителями в группе
и музыкальном зале.
• мастер-классы с родителями на тему: «Чудеса из манной крупы», «Игры
с пальчиками», «Поиграй вместе с мамой» и др. ,
• Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
• Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д.).
Работа с детьми раннего возраста и их родителями проводилась мной 1 раз в неделю в течение года.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Предлагаю конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста
и их родителями.
«Лесные чудеса»
Программные задачи :
• Формировать представления о диких животных: зайце, медведе, их внешнем виде.
• Закреплять умения узнавать и закреплять цвета, форму, величину.
• Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
• Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка.
• Формировать положительное отношение ребенка к маме (родителям, самому себе, окружающему миру.
Материал: игрушки: заяц, медведь, цветные бусы из льдинок, елки, палочки, пластилин.
Ход занятия: дети с родителями заходят в зал под спокойную музыку и свободно располагаются по залу.
Воспитатель: Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в лес пошла,
Бусы дивные нашла.
Посмотрите, какие блестящие, цветные, круглые бусы я нашла.
Посмотрите, потрогайте. Какие они?
Дети: холодные, скользкие, мокрые, влажные.
Воспитатель: посмотрите дети одна бусинка большая, а другая маленькая. Юля, это какая бусинка большая или маленькая? Почему они такие? Из чего наши бусы?
Дети: ледяные.
Воспитатель: правильно - изо льда. Ледяные. Давайте все вместе скажем: «ледяные». Кто же потерял такие красивые бусы? Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А пока вот сюда положим. Чтобы не потерять.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу прыг. Через ямку скок.
Бух – упали. Куда же мы попали?
Шли мы, шли. В темный лес пришли,
А у кочки под кусточком
Серый заинька сидит, хвостик у него дрожит.
- Как дрожит хвостик Упражнение «Зайкин хвостик»
у зайчика? Движения языка влево и вправо.
Дети в паре с родителями выполняют упражнения.
Как до зайки нам дойти,
Нужно мостик перейти.
Там детишкам не пройти,
Там придется проползти.
А теперь ручеек
Перепрыгни – ка, дружок.
Шишка выросла на ветке,
Не достать ее и белке.
Кто же сможет из ребят
Эти шишечки достать?
Вот и зайка к нам идет,
Он нас лапою зовет.
Посмотрите, кто там сидит? Да это же зайка. Здравствуй зайка! Иди к нам зайка! Посмотрите, какой зайка! Какого цвета у него шубка? (серая) Потрогайте зайку.
- какая у него шубка? (мягкая, пушистая, теплая)
- какие у зайки ушки? (длинные)
- какой хвостик? (маленький, короткий).
А теперь давайте спросим у зайчика, не потерял ли он бусы? Зайка ты не терял ледяные бусы?
Зайчик: нет, я не терял ледяные бусы.
Воспитатель: ребята, а давайте поиграем.
Родители вместе с детьми садятся полукругом.
Как посмотрим друг на друга
Тук, тук, тук.
Тук, тук, тук.
Улыбнемся мы друг другу.
Тук, тук, тук.
Тук, тук, тук.
Мы погладим щечки.
Тук, тук, тук.
Тук, тук, тук.
Воспитатель: интересно, кто же зайку так напугал? А теперь давайте пойдем тихонечко, на носочках. Там где- то мишка живет, пойдемте, поищем. «Р-р-р-р». А вот и мишка. Здравствуй мишка!
Мишка: здравствуйте ребята!
Воспитатель: потрогайте мишку. Какой мишка? (мягкий, пушистый, толстый, лохматый).
- какого цвета у мишки шубка? (темная, бурый, коричневая)
- а это что? (ушки) у мишки ушки короткие. Какие у мишки ушки (короткие, маленькие)
У зайки ушки длинные, а у мишки короткие.
Скажите, а кто больше мишка или зайка? (мишка).
Что это мишка плачет «у-у-у».
- почему ты мишка плачешь?
Мишка: я потерял свои ледяные красивые бусы.
Воспитатель: мишка, а не те ли это бусы, которые я нашла в лесу. Ребята это мишки бусы. Давайте мишке бусы покажем!
Пойдемте, покажем мишке бусы.
- посмотрите, что же произошло с ледяными бусами? (растаяли)
- где же бусы? Почему их нет? (да потому что у нас тут тепло и лед растаял).
Мишка плачет «у-у-у».
Воспитатель: не плачь мишка, ребята, а давайте мы мишке поможем. (да).
Мы мишке сделаем новые бусы, а наши мамы помогут нам.
Дети вместе с родителями подходят к столу и делают новые бусы, нанизывая на палочки шарики из пластилина.
Мишка: молодцы! Какие красивые бусы у вас получились. А теперь мне пора возвращаться.
Воспитатель: ребята давайте проводим мишку и попрощаемся. До свидания мишка.
Мишка: до свидания ребята, приходите еще в гости.
Воспитатель: и с зайчиком тоже попрощаемся. До свидания зайчик!
Зайчик: до свидания ребята.
Воспитатель: а теперь нам пора в детский сад.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу прыг. Через ямку скок.
Бух – упали. Куда же мы попали?
Вот мы и пришли обратно.