Получи документы

Составление рассказов в рамках реализации технологии «Детский сад — дом радости»

Людмила Минибаева
Составление рассказов в рамках реализации технологии «Детский сад — дом радости»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из опыта педагогов видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.

Публикация «Составление рассказов в рамках реализации технологии „Детский сад — дом радости“» размещена в разделах

Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи.

Связная речь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Программа Н. М. Крыловой содействует обогащению развития связной ситуативной и контекстной речи.

Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности.

Большое внимание программа Н. М. Крыловой уделяет развитию монологической речи – составлению описательных и сюжетных рассказов, пересказам, придумыванию сказок с использованием моделей, плана и т. д. Это позволяет речь детей сделать выразительной, точной в подборе слов и выражений, с богатым словарным запасом. Составление и запись рассказов по темам является особенностью технологии. Вести запись рассказов начинаем с младшей группы и к концу подготовительной группы, ребенок получает тетрадь со своими собственными рассказами.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы с детьми составляем сюжетные и описательные.

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучению составления рассказов по рассматриванию и описанию игрушек, придумывание рассказов по содержанию картины. В данном возрасте особенно важно использовать разнообразные игровые приемы, что и предусматривает программа «Детский сад-дом радости», где дети обращаются к персонажу «Мишке», который всё путает и глупый. Дети, обращаясь к игрушке описывают предмет по предлагаемому воспитателем плану или модели рассказывания, и просят его взять, потому, что он удобный (бокал, кострюля, красивое, удобное (платье для куклы).

В средней группе, на пятом году жизни ребенок овладевает связной речью (повествование, описание, доказательство, объяснение, всеми ее видами Он может пересказывать небольшие литературные произведения обычным способом и творчески от лица героя, с удовольствием сочиняет загадки, сказки и рассказы об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

В старшей группе, ребёнок шестого года жизни овладевает разными видами текстов. Он осваивает повествовательный вид речи. С удовольствием сочиняет сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам на основе модели структуры сюжетного повествования: обрисовка времени-когда, места действия-где, действующих лиц и их деятельности-с кем, завязка-причина события-что случилось, развязка-окончание. Так же в старшей группе ребёнок с удовольствием сочиняет рассказы описания по модели1-название предмета,2-его назначение, 3-строение, 4-материал, 5-особенности поверхности, цвет, запах… Это умение помогает детям сочинять загадки.

В подготовительной группе дети сочиняют речевые тексты – монологи: сказки, пересказы от лица героя, сочиняют рассказы на тему, например, «Как я отдыхал летом»., составляют описательные рассказы. Овладев раннее моделью структуры рассказа, дети подготовительной группы могут для придания индивидуальности тексту менять его последовательность, сохраняя линию сюжета и все компоненты плана. Придумывая сказки дети в этом возрасте пользуются знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, победа добра над злом, волшебные герои и т. д.). Дети придумывают продолжение и конец к рассказу, рассказ по аналогии, рассказ по плану воспитателя.

Все рассказы составленные детьми мы записываем в тетрадь после совместного их разбора. Дети с удовольствием подходят к педагогу для того, чтобы тот записал его рассказ. При этом в течении нескольких дней, если составляем рассказ по картине, картина находится в группе. Если составляем рассказ по модели, то так же модель рассказа выставлена.

Роль развития речи ребёнка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка.

Публикации по теме:

НОД по реализации ОО «Коммуникация» (составление описательных рассказов по картинкам) с детьми 6–7 лет «Защитники Отечества» Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Коммуникация» с детьми 6-7 лет Тема: «Составление описательных рассказов.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №587 Составление рассказов по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление рассказов в рамках реализации технологии «Детский сад — дом радости»
Опубликовано: 3 июня 2015 в 20:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление рассказов в рамках реализации технологии «Детский сад — дом радости»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Минибаева (УИ 335004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД