Лучший педагог года

Развиваем фонематический слух и фонематическое восприятие через речевые игры

Ольга Абызова
Развиваем фонематический слух и фонематическое восприятие через речевые игры
▼ Скачать + Заказать документы

Речь ребенка обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Публикация «Развиваем фонематический слух и фонематическое восприятие через речевые игры» размещена в разделах

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

У детей с недоразвитым фонематическим слухом и восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: мышка - мишка, кочка-почка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).

С такими детьми я провожу специальные игры, направленные на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Работа строится по принципу: от простого к сложному:

• учимся слышать неречевые звуки

-Игра «Угадай по звуку»

(Можно руками бумагу мять, рвать, перелистывать книгу, мыть руки, подметать пол, рассыпать крупу, резать, бросать на пол мяч, ложку и т. д.)

-Игра «Что это?»

На диске записаны звуки. Угадай, что именно? (журчание воды,тикание часов, телефонный звонок, скрип стула, позвякивание ложки в стакане и т. д.)

• учимся различать звуки речи по тембру, силе и высоте

-Игра «Узнай свой голос»

Записываю голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом прошу его угадать, кто сейчас говорит.

-Игра «Три медведя».

Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

• различаем сходные между собой по звучанию слова

-Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак; сок, сук; дом, ком, лом; коза, коса; лужи, лыжи и т. д.

Называю слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

• различаем слоги

-Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

-Игра «Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

• опознание и различение звуков

-Игра «Угадай, чья песенка»

Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр… Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

-Игра «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учу ребенка делить слова на слоги, определять количество звуков в слове, их

последовательность.

-Игра «Сколько звуков?»

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три звука: а, ау, оуи,аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

-Игра «Буквы, по порядку становись!»

Перед детьми лежат карточка с буквами. Произношу сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем – по три: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Существует множество вариантов игр на данную тему, я описала лишь некоторые из них. Самое главное – не превращать игры в занятия. Пусть будет весело и интересно!

Публикации по теме:

«С детьми играем — речь развиваем»«С детьми играем — речь развиваем» В последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих нарушения общего и речевого развития, а речь ребенка, как известно, обогащается.

Рекомендации учителю 1 класса. Рекомендации учителю 1 класса. • Дифференциация звуков [С] [С’] [З] [З’] [Ш] [Ж] [Л] [Л’] [Р] [Р’] в спонтанной речи (в играх, развлечениях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем фонематический слух и фонематическое восприятие через речевые игры
Опубликовано: 24 марта 2015 в 20:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развиваем фонематический слух и фонематическое восприятие через речевые игры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Абызова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД