Ольга Абызова
Развиваем фонематический слух и фонематическое восприятие через речевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.
Публикация «Развиваем фонематический слух и фонематическое восприятие через речевые игры» размещена в разделах
Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
У детей с недоразвитым фонематическим слухом и восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: мышка - мишка, кочка-почка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).
С такими детьми я провожу специальные игры, направленные на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Работа строится по принципу: от простого к сложному:
• учимся слышать неречевые звуки
-Игра «Угадай по звуку»
(Можно руками бумагу мять, рвать, перелистывать книгу, мыть руки, подметать пол, рассыпать крупу, резать, бросать на пол мяч, ложку и т. д.)
-Игра «Что это?»
На диске записаны звуки. Угадай, что именно? (журчание воды,тикание часов, телефонный звонок, скрип стула, позвякивание ложки в стакане и т. д.)
• учимся различать звуки речи по тембру, силе и высоте
-Игра «Узнай свой голос»
Записываю голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом прошу его угадать, кто сейчас говорит.
-Игра «Три медведя».
Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
• различаем сходные между собой по звучанию слова
-Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак; сок, сук; дом, ком, лом; коза, коса; лужи, лыжи и т. д.
Называю слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
• различаем слоги
-Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
-Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
• опознание и различение звуков
-Игра «Угадай, чья песенка»
Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр… Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
-Игра «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учу ребенка делить слова на слоги, определять количество звуков в слове, их
последовательность.
-Игра «Сколько звуков?»
На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три звука: а, ау, оуи,аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
-Игра «Буквы, по порядку становись!»
Перед детьми лежат карточка с буквами. Произношу сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем – по три: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
Существует множество вариантов игр на данную тему, я описала лишь некоторые из них. Самое главное – не превращать игры в занятия. Пусть будет весело и интересно!