Получи документы

Система работы по развитию представлений детей о природном богатстве реки Дон

Красовская Елена
Система работы по развитию представлений детей о природном богатстве реки Дон

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Сейчас, как никогда, необходимо воспитать у подрастающего поколения бережное и разумное отношение к окружающей среде, сформировать экологическую культуру и ценностное отношение к природе, следует особое внимание обратить на народные обычаи и традиции казаков, связанные с бережным отношением к удивительной по самобытности и красоте природе донского края. Представленная система работы позволяет ребенку почувствовать себя включенным во взаимоотношения с природой, частью которой он является.

Публикация «Система работы по развитию представлений детей о природном богатстве реки Дон» размещена в разделах

Цель: создание условий для становления у детей эмоционально-ценностного отношения к природе реки Дон, познания её и себя в ней, формирование потребности взаботиться о природе и водном мире реки

Задачи.

1. Развивать познавательные мотивы и представления детей о природе и её законах, раскрыть ценности реки Дон и её даров.

2. Способствовать накоплению эмоционально-положительного опыта общения детей с природой; развитию чувства сопереживания всему живому.

3. Формировать готовность ребёнка к правильному взаимодействию в природной и социальной среде, обеспечить активное участие детей в различных видах творчески преобразовательной деятельности.

Содержание работы строится по трем блокам :

1 БЛОК: «А в Дону вода темна и глубока?»

1. Путешествие в Речное царство

Цель: содействовать развитию у детей представлений о неживой и живой природе реки.

Предложить детям плакаты с изображением реки и ее обитателей, рассказать о многообразии живых организмов, населяющих речное царство.

2. Времена года в реке

Цель: содействовать развитию у детей представлений о сезонных изменениях в природе и реке, о взаимосвязи живой и неживой природы в реке, развитию эмоциональной сферы. Рассказать, какие изменения происходят в жизни живых организмов реки в разные времена года.

3. Прогулка к реке

Цель: познакомить детей с природным водоемом – рекой, дать понятие, что такое река.

Объяснить детям понятие «река», показать на карте реки, озера. Показать картинки характерных представителей речной флоры и фауны (рыбы, птицы, насекомые, речные растения, водоросли).

4. Подводная газета Н. И. Сладкова

Цель: приобщить детей к творчеству писателя, который рассказывает в своем произведении о необычной жизни водоемов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края. Воспитывать образность и выразительность речи. Предложить детям послушать несколько описаний жизни реки из его произведений

5. С виду одноцветная, но очень интересная река

Цель: развивать представления о экосистеме реки, о её флоре и фауне.

5.1 Приятно познакомиться – рыба!

Дать представление об образе жизни рыб, условиях их проживания, особенности строения их тела.

5.2 Рыбьи имена

Познакомить с видами рыб: лещ, щука, сазан, судак, рыбец, тарань, красноперка. Рассказать о взаимосвязи названия и образа жизни (линь-линяет, красноперка- красные плавники, лещ – лащится, трется во время нереста; толстолобик- широкая лобная кость; карп-крап-шершавость;)

5.3 Приспособленность рыб к жизни в реке.

Познакомить с видовыми особенностями внешнего строения, поведения, отличительной особенностью - чешуёй (по которой можно узнать и возраст рыбы, обратить внимание на взаимосвязь между видами.

5.4 Где живёт икринка? Подводный детский сад.

Познакомить с понятием «нерест», расширить представление детей об особенностях размножения рыб. Объяснить, почему рыба уходит метать икру в другие места реки. Познакомить с развитием и жизнью мальков, о способах выживания среди хищных собратьев.

5.5 Цветы в жизни рыб.

Рассмотреть взаимосвязь роста и цветения различных растений с размножением рыб. Дать детям понятие о «рыбьем календаре» (щука нерестится, когда зацветает волчье лыко, лещ – когда у берёзы раскроются почки, сазан – когда расцветут ирисы и т. д)

5.6 Кто живет в подводной норке?

Познакомить с речным обитателем – раком, его ролью в экосистеме реки. Рассказать когда и зачем меняет рак свой «поизносившийся кафтан», о заботливой рачихе-наседке, почему у рака бывают разные клешни, где у рака шея.

5.7 Рожденные в воде - летающие под облаками.

Рассказать о некоторых представителях насекомых, обитающих в реке и около неё (жук-прудовик, слепни, жуки-плавунцы, стрекозы, комары и др., их строении, внешнем виде, образе жизни, связанном с рекой. Рассказать о чудесном развитии некоторых насекомых, рожденных в воде и летающих под облаками, о разнообразии подводных гнезд некоторых насекомых.

5.8 Кто ещё живет в реке?

Познакомить детей с особенностями жизни и поведения животных, живущих около реки и в ней (нутрия, ондатра, содействовать расширению представления детей о взаимосвязях в природе, познакомить с цепями питания.

5.10 Птицы рыболовы.

Рассказать детям об особенностях приспособления к жизни на реке таких птиц как: цапли, чайки, журавли, о способах и особенностях ловли рыбы речными птицами.

5.11 Что растет в речном лесу?

Познакомить с растениями растущими под водой, над водой и на берегу реки (элодоз, нитчатка, хара. камыш, рогоз, чакан, кубышка) и их значением в экосистеме реки.

2 Блок: «Дон и поилиц, и кормилиц.»

1 Дон в жизни казака

Цель: развитие экокультурных ценностей способствующих становлению личного опыта ребенка, развитие самобытности и формирование представлений о взаимосвязи человека и природы.

1.1Рыбалка- традиционное занятие казаков

Знакомство детей с многовековыми традициями и культурными ценностями рыбной ловли у казаков, с видами рыбалки: профессиональная и любительская, летняя и зимняя, на хищную и мирную рыбу. А так же с способами и средствами ловли рыбы: с берега и лодки, удочками и сетями.

1.2 Дом из камыша

Показать детям широкое применение и использование камыша в строительстве традиционных казачих построек (стены, крыши, сараи, забор)

1.3 Фестиваль донской ухи.

Познакомить детей с традиционным приготовлением донской ухи и её разнообразием. Рассказать о фестивале «Донская уха», который традиционно проходит в х. Курган Ростовской области.

2 Жалобная книга реки.

Цель: воспитывать экологическую культуру, созидательного отношения к природе родного края.

Формировать у детей представление о природоохранной деятельности людей (рыбоохранные органы, очистительные сооружения). Рассказать об организации «Голубой патруль», целью которой, является охрана водоемов и рыбных ресурсов, о важности вклада каждого человека в охрану окружающей среды. Способствовать бережному отношению к природе реки её ресурсам.

3 Блок: «Природа Донщины – источник творчества.»

Цель: формирование воображения, образного мышления, развитие фантазии, эмоций и чувств детей во время изучения природы реки Дон по средствам различных видов деятельности.

1. Музыка родной реки

Познакомить детей с творчеством ансамбля «Донских казаков», ппрслушать народные песни : «Дон», «Ой, ты батюшка, наш славный Тихий Дон», «Как у нас было на Дону», «А в Дону вода темна и глубока».

2. Мудрость народа в загадках и пословицах

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит. (Рыба)

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

На мели сидит,

Усами шевелит,

А гулять пойдёт —

Задом наперёд. (Рак)

Дядя Хлыст и тетя Нить

Простачков пошли ловить.

Одурачить простачков

Пригласили червячков. (Удочка)

Сохнет,

Словно после стирки,

А на ней -

Сплошные дырки. (Сеть)

Он в воде сидит,

А я на берегу.

На него наглядеться

Не могу. (Поплавок)

Где щуки нет, – там карась хозяин.

На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких.

В глубокой реке лови на мели, в мелкой – в омуте.

Ищи рыбу сам: ты ей не нужен.

Рыба в реке – не в ухе.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Не учи рыбу плавать.

Пуганая рыба и тени боится.

Лучше рыба с костями, чем кости без рыбы.

3. Рисование «Рыбки плавают в водице» (рисование ватными палочками).

Вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами; учить обводить контуры по трафарету, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов; расширить представления детей о рыбах; вызвать интерес к жизни рыб.

4. Аппликация «Геометрический мир под водой»

Предложить детям пофантазировать на тему – образа рыб в формах геометрических фигур, и создать воображаемый геометрический подводный мир в аппликации из цветной бумаги.

5. Литература

А. Толстой «О щуке зубастой»

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Н. Носов «Карасик»

В. Сутеев «Как я ловил рыбу»

В. Бианки «Рыбий дом»

Д. Александров «Самое вкусное»

6. Мультимедия

Познавательный мультфильм с Чевостиком "Кто живет в реке" (Серия 5, «Мальчик и Земля», «Одумайтесь, люди»; Фиксики - Фикси-советы «Чему учит экология»

7. Макет «Живой мир реки»

Создание макета подводного мира реки для расширения кругозора детей о речных подводных обитателях в процессе игры.

8. Подвижная игра «На дне»

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу, сложив руки

Свои домики везут, за спиной.)

Рожками шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков у головы,

На рыбок глядят. сложили ладони в кольцо у глаз.)

Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками.

Плавничками гребут, двигая только ладонями.)

Влево, вправо, поворот, (Плавные повороты туловища влево,

А потом наоборот. вправо, поворот.)

9. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

Подгруппа детей становится в круг, изображая рыбаков. Они берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая подгруппа изображает рыбок, они бегают, «проплывая» между «сетями».

По окончании слов стихотворения «рыбаки» опускают сети. «Рыбки», оказавшиеся к кругу, считаются пойманными. Игра проводится 2-3 раза, затем подгруппы меняются ролями.

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

10. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка).

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони).

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками).

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)

11. Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).

Если это рыба – у нее … (улыба).

Если это рыбина – у нее … (улыбина).

Если это рыбища – у нее … (улыбища).

12. Опыты и игры с водой

Времена года

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Игровой материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Программное содержание Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста» Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественное творчество» проводится.

Методическая разработка Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятель Содержание: • Введение • Теоретические основы o Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей o Взаимосвязь головного мозга.

Формирование элементарных знаний о пожаре. Занятие по потешке «Дон-дон-дон, загорелся кошкин дом» (первая младшая группа) Цель. Познакомить детей с правилами противопожарной безопасности. Задачи: Образовательные: способствовать формированию элементарных знаний.

Сценарий праздника к Дню пожилого человека «Наш славный Дон, наш тихий Дон»Сценарий праздника к Дню пожилого человека «Наш славный Дон, наш тихий Дон» Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного.

Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумомСистема работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом. Подготовила.

Система работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Задача приобщения дошкольников к здоровому образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших.

Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования г. Москвы ГБОУ школа № 1373 Подразделение дошкольного образования Корпус.

Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников Система работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности воспитателя Лизуновой.

Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются: - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение.

Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей. Выполнила: Русакова Мария Васильевна, воспитатель МБДОУ д/с №17 «Золушка» г/о г. Бор. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию представлений детей о природном богатстве реки Дон
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 22:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД