Мария Русакова
Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Русакова Мария Васильевна, воспитатель МБДОУ д/с №17 «Золушка» г/о г. Бор.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Публикация «Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей,» размещена в разделах
Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Кириенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Куцаковой, Б. М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Другими словами, так как художественные и эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания.
Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красоту в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы, и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству», - писала Н. А. Ветлугина.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:
• формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;
• воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создание условий, способствующих, художественно-эстетическому развитию воспитанников, реализации их творческого потенциала.
3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
4. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;
Таким образом, система работы воспитателя по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
1. Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
2. Создание условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
3. Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
4. Координация работы с социумом.
Современные подходы к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников отражают, например, такие парциальные программы и методические пособия:
Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество». Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.
Цель: направлена на разностороннее развитие ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни и миру творчества и прекрасного.
Познавая красоту окружающего мира (природа, люди, произведений искусства (как классических, так и народных, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.
Программа музыкального образования детей дошкольного возраста
«Камертон» Э. П. Костина.
Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие, соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности.
Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И. А. Лыкова.
Данная технология предполагает реализацию базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр – творчество - дети», Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.
Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», И. А. Кузьмин.
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Использование данных программ в своей работе дает воспитателю возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуре.
Другим важным условием реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:
Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле.
В каждой группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности. Это могут быть: театральный уголок/центр, музыкальный уголок/центр, центр художественного творчества, которые содержат разнообразный необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи, уголки природы. Для занятий музыкой в каждой ДОО, как правило, имеется также музыкальный зал, костюмы и музыкальный реквизит.
В группах могут быть оформлены выставки народно-прикладного искусства: дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров и детских поделок. Альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации продуктивной деятельности с детьми.
Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения и произведения русского народного творчества.
Эффективно используются раздевалки, коридоры, групповые комнаты. В них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного и бросового материала.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Дети вместе с педагогом могут ежедневно заниматься продуктивными видами деятельности: готовить выставки, проводить интересные творческие мероприятия, посещать мини-музеи ДОУ, ходить на экскурсии, целевые прогулки. Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:
• музыкальное воспитание,
• изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование,
• театрализованная деятельность,
• знакомство с художественной литературой,
• ознакомление с природой;
Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:
• способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
• помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
• развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
• учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
• повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
• пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:
• изобразительную деятельность,
• музыкальное воспитание,
• театрализованную деятельность,
• кружковую работу,
• индивидуальную работу,
• выставки детских работ,
• праздники, концерты.
Традиционно могут проводиться народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха» и другие, конкурсы стихов (о временных года, праздниках, выставки рисунков и поделок (по временам года, к датам красного календаря).
Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию может быть реализовано через работу кружка эстетической направленности.
В то же время система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей будет неполной без взаимодействия всех педагогических работников ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-эколог, специалист по изобразительной деятельности). Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи художественно-эстетического воспитания; всестороннего развития. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Для осуществления полноценного художественно-эстетического воспитания ребенка необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:
• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный педагогом группы.
При работе в данном направлении могут быть использованы различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через анкетирование, родительские собрания, консультации, диспуты, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие гостиные.
Оформляют папки-передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
• обеспечение единства взаимодействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с социумом.
Достижение задач по художественно-эстетическому развитию детей реализуется на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры города: с детской библиотекой, Домом детского творчества, Домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, а также участием в творческих онлайн-конкурсах.
В результате сотрудничества с социумом создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, благоприятная эмоциональная атмосфера для развития художественно-эстетического творчества детей.
Благодаря системе работы по художественно-эстетическому воспитанию у детей:
• формируются умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
• улучшается восприятие, способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
• проявляется активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
• появляются разнообразные средства и техники при передаче художественных образов;
• обогащается сенсорный опыт.
Дети любят все прекрасное - и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в художественно-эстетической активности: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет ребенка равнодушным. Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны воспитателей, научился мыслить свободно и смело.
Реализация программы художественно-эстетического развития детей требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства: участие в педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях, открытых НОД, смотрах-конкурсах, выставках, творческих онлайн-конкурсах, мастер-классах, посещения музеев, концертов, театральных постановок, музыкально-тематических вечеров и т. д.
Только реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература.
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М. : Просвещение, 1985
2. Борев Ю. Б. Эстетика. М. : Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.
3. Дошкольная педагогика, Под ред. В, И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983
4. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. – М. : Наука, 1986
5. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.
6. Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О. К. Ожерельева // Начальная школа. 2002. - №6.– с. 58-63.
7. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е. М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.
8. ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с. 35-38.
9. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1995.
10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Уч. пособие для ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Изд. центр «Академия», 2002.