Ольга Андреева
Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Восточное Окружное Управление Образования
Департамент Образования г. Москвы
ГБОУ школа № 1373
Подразделение дошкольного образования
Корпус № 4
Методическая разработка
Тема: «Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР III уровня».
Составила:
учитель-логопед
Андреева О. Н.
Москва
Содержание
ГЛАВА I. Введение. Актуальность темы
ГЛАВА II. Работа с детьми
Публикация «Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
1.1. Исследование фонематического слуха у детей с ОНР III
уровня.
1.2. Система работы по развитию фонематического слуха у детей с
ОНР III уровня. Игры и упражнения
1.3. Заключение
Список использованной и рекомендуемой литературы
Тема: Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР III уровня.
Введение
Глава I. Актуальность темы
Родной язык является основой начального обучения в школе.
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные операции фонематического восприятия.
Известный психолог Д. Б. Эльконин отмечал, что от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка, грамматики и связанной с ней орфографии.
Исследования ряда авторов (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Коноваленко,
Р. Е. Левина, Т. А. Ткаченко и др.) свидетельствуют о том, что дети с ОНР на начальных этапах обучения почти не замечают разнообразного звучания слов, слабо дифференцируют и акустически сходные звуки речи, затрудняются в вычленении звуков среди других, в установлении их последовательности в слове.
Необходимость развития фонематического слуха находит своё отражение в программах, разработанных Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В. для детей с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации по коррекции имеющихся недостатков в области фонематического восприятия содержатся во многих методических пособиях, адресованным учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений (Т. Б. Филичева, В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Н. Ф. Дурова, Е. В. Колесникова и др.).
Основой развития фонематического восприятия дошкольников является фонематический слух.
В условиях изменения состава детей с ОНР дошкольного возраста в сторону усложнения дефекта каждого из них особое значение приобретает поиск более совершенных технологий обучения.
Учитывая всё вышеизложенное, мы остановили своё внимание на исследовании этой проблемы в представленном логопедическом проекте.
Цель исследования – поиск путей формирования у детей дошкольного возраста с ОНР- I I I-го уровня ориентировки в звучащей речи, в выявлении этого ориентирования на формирование фонематического слуха в дошкольный период обучения.
В связи с поставленной целью сформированы следующие
задачи исследования:
1. Обосновать исходные теоретические предпосылки нашего исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Изучение состояния фонематического слуха детей (5-5,5 лет) с диагнозом ОНР I I I –й уровень.
3. Определение основных направлений учебно-коррекционной работы по формированию у детей с ОНР I I I-го уровня фонематического слуха в процессе фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что оно вносит дополнения в практику коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР.
Разработанная система игр и упражнений может быть использована учителями-логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями.
Объектом исследования является процесс фонематического восприятия детей (5-5,5 лет) с ОНР I I I –го уровня.
Предмет исследования – изучение условий наиболее эффективных технологий формирования у детей с ОНР I I I –го уровня фонематического слуха.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение состояния фонематического восприятия дошкольников на современном этапе работы логопедических садов, а также групп массового детского сада, в которых наряду с нормально развивающимися детьми, находятся дети с ТНР, позволяет нам более успешно и целенаправленно учитывать недостатки фонематического слуха детей с ОНР и активно влиять на преодоление этих недостатков.
Созданная система речевых занятий будет специально ориентирована на совершенствование восприятия звуковой стороны речи. Предлагаемая система занятий положительно влияет на развитие фонематического слуха, что в свою очередь окажет существенное влияние на развитие звукового анализа и последующее обучение грамоте. Организация исследования. Обучение проводилось с детьми старшей группы с диагнозом
ОНР I I I-го уровня в ГБОУ школы № 1373; подразделение дошкольного образования корпус №4.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Изучение анамнеза речевого развития детей.
2. Анализ психолого- педагогической и методической литературы.
3. Обследование детей в форме индивидуальной беседы, с целью выявления особенностей сформированности фонематического слуха у детей с ОНР I I I –го уровня на начальный период обучения.
4. Обучающий эксперимент в форме системы игровых заданий, упражнений.
I I. РАБОТА С ДЕТЬМИ.
1.1. Исследование фонематического слуха у детей с ОНР I I I-го уровня.
Различение акустически и артикуляционно противопоставленных звуков составляет суть фонематического слуха.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию.
В настоящей главе дано описание методики обследования фонематического слуха и анализ его результатов.
Целью обследования являлось определение степени сформированности фонематического слуха у детей ОНР I I I-го уровня. В процессе исследования велось наблюдение за ходом выполнения каждым учащимся определённых операций, составляющих суть фонематического слуха.
Как отмечалось выше, обследование детей проводилось в сентябре 2016 года. В нем принимали участие 10 детей из ГБОУ школы № 1373 г. Москвы.
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком и проходило следующим образом:
Задание 1. Сопоставление на слух слов сходных по звуковому составу (фонетических паронимов). Детям предлагалось показать картинку, где нарисован сом, а потом дом (бочка-почка; кот-кит; мышка-миска; коза-коса; ложка-лодка; дрова-трава; стол-стул; суп-зуб).
Задание 2. Сопоставление в произношении слов сходных по звуковому составу (фонетических паронимов). Предлагалось назвать картинки парами: дом-дым; (кора-гора; уточка-удочка; норка-корка; шишка-мышка; кот-крот; дом-дым; сок-сук; палка-банка и т. п.).
Задание 3. Повторение двух слогов с далё кими по акустическим и артикуляционным признакам звуков: та-ма; ша-ра; ка-на; па-на; ва-са; да-ла и т. п.
Задание 4. Повторение двух слогов с оппозиционными фонемами : па-ба; ба-па; ва-фа; фа-ва; да-та; та-да; га-ка; ка-га; са-за; за-са и т. п.
Задание 5. Исправление неправильно произнесё нных слов: петук, капусда, лимот, банам, фафли, клекта, иса и т. п.
Задание 6. Повторение слов разной структурной сложности и степень их узнаваемости детьми: муха, лапа, вода, абрикос, скатерть, ласточка, троллейбус, сковорода.
Наибольшее число положительных ответов было дано на 1, 2 и 3 задания, выполнение которых заключалось в сопоставлении слов с оппозиционными звуками, соотношение с картинками и повторение двухслоговых структур с акустически далёкими фонемами.
Выполнение детьми заданий, направленных на выявление сформированности навыков фонематического слуха, выявило относительно невысокие результаты.
Можно предположить, что такие результаты, связаны с тем, что в процессе называния предметов дети столкнулись с непонятными для них лексемами, но в первую очередь это обусловлено недоразвитием фонематического слуха.
1.2. Система работы по развитию фонематического слуха для детей
с ОНР I I I – го уровня.
Разработанная система занятий по обеспечению фонематического развития детей включает три этапа :
Первый этап. Узнавание и различение слов и слогов без наличия звуковой оппозиции.
Второй этап. Узнавание и различение слов и слогов, включающих в себя оппозиционные звуки.
Третий этап. контроль за произношением других детей и произношением учителя-логопеда, установление отличия правильного произношения от неправильного, группировка слов по сходству звукового состава, выделение слова отличного от двух других в линейном ряду.
В нашу работу по совершенствованию фонематического слуха были частично включены упражнения и дидактические игры, описанные в методиках А. К. Аксёновой, В. В. Воронковой, МФ. Гнездилова, Р. И Лалаевой, Т. А. Ткаченко.
На первом этапе отрабатывалась дифференциация слов без наличия звуковой оппозиции. Работа осуществлялась сначала на словах, значение которых систематизировалось с помощью реальных предметов, действий, а затем картинок. В дальнейшем дети имитировали слоги произносимые учителем-логопедом (учителем начальных классов). И, наконец, составлялись предложения, наглядной опорой которых служили действия выполняемые детьми. Приведём конкретные примеры игр и упражнений, проводимых на этом этапе.
Различение и узнавание звуков в словах.
Задание 1. «Повтори-покажи».
Цель игры: повторение за учителем-логопедом слов, сходных по звуковому составу; уточнение значения слова.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход работы. Ребё нку предлагается повторить за учителем-логопедом слова и показать соответствующую картинку: мак-бак; дом-дым; ком-гном; сок-ком.
Задание 2.
Цель упражнения: сопоставление на слух слов сходных по звуковому составу, уточнение значения слова, развитие оперативной памяти.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход работы. Учитель-логопед выставляет на наборном полотне картинки, а дети должны отобрать картинки, названные учителем –логопедом и расположить их на доске в том порядке, который задал учитель.
Примерный речевой материал: зайка-майка; юла-пила; дым-дом; мак-бак; лук-люк; утёнок-котёнок и т. п.
Задание 3. «Шепни на ушко».
Цель игры: развитие фонематического слуха, оперативной памяти.
Ход работы. Из четырёх слов, отчётливо произнесенных учителем-логопедом дважды, дети должны назвать то, которое отличается от остальных и шепнуть на ушко учителю-логопеду. дом-дом-дом-дым
кот-ком-ком-ком
утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
канава-канава-какао- канава
минута-монета-минута-минута
буфет-букет-буфет-буфет
буква-будка-будка-будка и т. п
Задание 4.
Цель упражнения: сопоставление в произношении слов, сходных по звуковому составу, уточнение значения слова.
Оборудование: предметные картинки.
Ход работы. Ребё нку предлагается назвать картинки парами: дом-дым; кит-кот; дом-ком; почка-кочка, мак-бак и т. п.
Задание 5.
Цель упражнения: подбор слов, сходных по звуковому составу, уточнение актуального значения слова.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход работы. Учитель-логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: дом, точка, платок. Вызывает детей и каждому даёт выбрать картинку.
Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже.
В результате на наборном полотне должны получиться такие ряды картинок:
дом точка платок
ком почка каток
сом кочка листок
Различение звуков в слогах.
Задание1.
Цель упражнения: Уметь слушать, запоминать и точно воспроизводить слоговые структуры вслед за учителем.
Ход работы. Учитель-логопед произносит два слога, дети по цепочке или по вызову учителя-логопеда поочерёдно в каждом ряду, индивидуально или хором повторяют их.
В эти пары слогов включаются звуки, далёкие по акустическим признакам, например:
та-на; ма-та; на-па; ша-ка; да-ла; са-ва и т. п.
Задание 2. «Четвёртый лишний».
Цель игры: развитие фонематического слуха, оперативной памяти.
Ход работы. Из четырёх слогов, отчётливо произнесённых учителем-логопедом, ребёнок должен назвать слог, который отличается от остальных.
на-на-на-та
та-ма-та-та
да-да-да-ва
ка-па-па-па
Работа с предложением
Задание1. «Слушай и делай».
Цель игры: точное восприятие предложения и его выполнение, как инструктивного задания, развитие грамматического значения слов.
Ход работы. Учитель-логопед произносит предложение. Ребенок, чьё имя названо, выходит и выполняет то, что было сказано учителем-логопедом.
Вера подметает пол. Егор прыгает.
Лиза одевает куклу. Маша читает книгу.
Дима рисует на доске. Лена поливает цветы.
Ира смотрит картинки. Вова сидит на стуле.
Задание 2. «Слушай и делай».
Цель игры: учить составлять предложения о действиях детей, отрабатывать грамматические значения слов.
Ход работы. Учитель предлагает детям встать в круг. На ушко каждому говорит, что тот должен сделать. Дети по очереди выполняют действия, а все говорят, что они сделали.
Катя танцует. Петя ест.
Маша умывается. Дима поймал рыбу.
Нина катает машину. Света спит.
Задание 3. «Закончи предложение».
Цель игры: различении слов близких по звуковому составу, уточнение их актуального и грамматического значения.
Оборудование: предметные картинки.
Ход работы. Учитель начинает предложение, а дети должны выбрать нужную картинку и закончить предложение.
Дети катают снежный … дом, ком
Строится новый… дым, дом
-
Продаются… бананы, бараны
У Тани на голове… бинт, бант
На втором этапе работа осуществлялась в той же последовательности, но речевым материалом служили слова и слоги, включающие в себя оппозиционные звуки.
В этих играх и упражнениях шла большая коррекционная работа не только по развитию фонематического слуха, но и по исправлению недостатков произношения.
На протяжении всей работы с оппозиционными фонемами мы обращали внимание, во-первых, на произносительные достижения, во-вторых, на чёткость произнесения каждого слова и слога для обеспечения создания базы в отработке нового звукового кода, о котором писал Н. И. Жинкин.
Остановимся конкретно на ряде игр и упражнений, проводимых на этом этапе.
Узнавание и различение звуков в словах.
Задание 1.
Цель упражнения: сопоставление в произношении слов, сходных по звуковому составу, развитие оперативной памяти, уточнение значения слов.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход работы. Учитель выставляет на наборном полотне картинки, названия которых содержат противопоставленную фонему. Например: бочка-почка; горка-корка; ветка-конфетка; дочка-точка; коза-коса; зуб-суп; мишка-миска; крыша-крыса и т. д.
Затем учитель- логопед показывает две картинки и спрашивает у детей, что нарисовано на картинках. Дети называют их и выставляют на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции учителя).
Задание 2.
Цель упражнения: сопоставление на слух слов, сходных по звуковому составу, уточнение значения слов.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход работы. Учитель выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ветка, коза, горка, почка, день, шишка.
Затем вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребенок должен поставить под той название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться такие ряды картинок:
Ветка бочка горка день миска коза
конфетка почка корка тень мишка коса
Задание 3. «Шепни на ушко»,
Цель игры: Развитие фонематического слуха, оперативной памяти.
Ход работы. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых учителем дважды, ученики должны назвать то, которое отличается от остальных и шепнуть учителю- логопеду на ушко.
Гости-гости-гости-кости
Голос-колос-голос-голос
Палка-палка-балка-палка
Класс-класс-глаз-класс
Шутка-жутко-жутко-жутко
Роза-роза-роза-роса
Блеск-плеск-плеск-плеск
Узнавание и различение оппозиционных слогов.
Задание 1.
Цель упражнения: воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости.
Ход работы. Учитель произносит два слога, ученики по цепочке или по вызову учителя поочерёдно в каждом ряду, индивидуально или хором,
Примерный материал:
Ва-фа, ба-па, га-ка, да-та, за-са, жа-ша.
Задание 2. «Четвёртый лишний».
Цель игры: развитие фонематического слуха, оперативной памяти.
Ход работы. Из четырёх слогов, отчётливо произнесённых учителем, ребёнок должен назвать слог, который отличается от остальных.
Ва-ва-ва-фа па-па-ба-па ка-ка-ка-га
Са-са-за-са да-та-та-та фа-фа-ва-фа
Га-га- га-ка ша-жа-жа-жа та-да-да-да
Задание 3. «Раз, два, три-без ошибок повтори».
Цель игры: воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости-твёрдости.
Ход работы. Учитель-логопед произносит два слога, ученики по цепочке или по вызову логопеда поочерёдно в каждом ряду, индивидуально повторяют их.
Ва-вя фа-фя та-тя да-дя то же со звуками: б, п, г, к, с, з, р, л
Во-вё фо-фё то-тё до-дё
Ву-вю фу-фю ту-тю ду-дю
Вы-ви фы-фи ты-ти ды-ди
Вэ-ве фэ-фе тэ-те дэ-де
Работа с предложением.
Задание 1. «Мы поэты».
Цель игры: развивать фонематический слух детей, оперативную память, умение находить подходящие слова в рифму.
Ход работы. Учитель-логопед произносит оппозиционные слоги и слова для начала предложения. Учащиеся должны повторить цепочку слоговых структур и закончить предложение словом в рифму.
Речевой материал:
Та-да-да течёт во…
Бы-пы-бы чисти зу…
Са-за-за бежит ко…
За-са-са летит о…
КА-га-га болит но…
Фа-ва-ва сидит со…
Задание 2. «Найди картинку»
Цель игры: различение слов близких по звуковому составу, уточнение их актуального значения.
Оборудование: предметные картинки.
Ход работы. Учитель-логопед начинает предложение, а дети должны выбрать нужную картинку и закончить предложение.
У Вовы синяя … миска
У Маши плюшевый… мишка
На лугу пасётся… коза
У Ани длинная… коса
У Димы разболелся… зуб
Ира ест… суп
На третьем этапе, как уже отмечалось выше, дети учились контролировать произношение друг друга и учителя, отличать правильное произношение от неправильного, группировать слова по сходству звукового состава, выделять слово отличное от двух других в линейном ряду. На данном этапе речевым материалом являлись только слова и предложения.
Узнавание и различение в словах.
Задание 1. «Правильно-неправильно».
Цель игры: контролировать правильность-неправильность произношения.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход работы. Логопед показывает детям картинку и громко чё тко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте: «Вагон-вакон-фагон-вагон». Услышав неверно сказанное учителем слово, дети должны хлопнуть в ладоши или поднять карточку с сигнальным цветом.
Речевой материал: бочка, альбом, трава, катушка, конфета, клетка, капуста и т. п.
Задание 2. «Научим зайку правильно говорить».
Цель игры: учить детей слышать неправильно произнесённый звук в слове, исправлять его.
Оборудование: набор предметных картинок, игрушечный заяц.
Учитель объясняет, что к ним пришёл заяц, принёс картинки, но он не умеет их правильно называть и просит ребят научить его.
Давайте поможем зайке правильно назвать картинки. Показываются картинки и даются искажённые их названия. Например, картинка с изображением танка, а слово «данк».
Учащиеся должны правильно назвать предмет. За каждый правильный ответ учащиеся награждаются фишкой.
Работа с предложением».
Задание 1. «Доскажи словечко».
Цель игры: развитие точности произношения слов, грамматического значения слова.
Ход работы. Учитель-логопед читает стихотворение, а дети подсказывают слово в конце стихотворения. В качестве помощи детям используется иллюстративный материал.
Я рубашку сшила мишке,
я сошью ему… (штанишки).
Не послушал зайка папу,
отдавили зайке (лапу).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая (лисица).
У себя в саду Андрейка
поливал цветы из (лейки).
Прицепившись к задней шине
Едет мишка на (машине).
Возле речки, на болоте
Летом вы её найдёте.
То не рыбка, не зверушка-
А зелёная (лягушка).
Лежебока рыжий кот
отлежал себе (живот).
Доски на гору везём
Будем строить новый (дом)
Мишка плачет и ревёт,
Просит пчёл, чтоб дали (мёд).
Дети в скверике сидели
и мороженое (ели).
Среди жирных голубей
Прыгал тощий (воробей).
Ты не бойся - это гусь.
Я сама его (боюсь).
Заглянула в дверь коза-
Очень грустные (глаза).
Верещунья - белобока,
А зовут её(сорока).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) и т. д.
Задание 2. «Скажи правильно».
Цель игры: учить детей слышать неправильно произнесённый звук в слове, исправлять его и произносить нормативный вариант слова.
Оборудование: игрушечный мишка.
Ход работы. Логопед: «Я вам расскажу про мишку. Но если, я что-то скажу неверно, вы должны меня поправить. Я- маленький миска (мишка). Я люблю есть лёд (мёд). У меня от
мёда заболел суп (зуб). Мне зуб лечил грач (врач). Я с мамой зиву (живу) в большой ерлоге (берлоге)».
На всех этапах обучения проявлялась одна и та же тенденция- уменьшение количества ошибок. На протяжении всего процесса обучения, логопед даёт упражнения, связанные с развитием фонематического слуха, а также проводится работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
1.3. Заключение.
Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех речевых звуков.
Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование готовности школьников к звуковому анализу слов.
Конкретно выводы по исследуемой проблеме свелись к следующему:
1. Дети с ОНР к началу первого года обучения оказываются слабо подготовленными к
дифференциации оппозиционных фонем в словах, слоговых структурах и
предложениях.
2. Сложными для всех детей оказываются задания на различение и узнавание слов с
оппозиционными фонемами, сходных по звуковому составу, повторение слоговых структур и сложных по структуре слов и особенно – контроль за неправильно произнесёнными логопедом словами.
3. Относительно сохранный уровень сформированности фонематического слуха проявляется в заданиях, связанных с различением звуков, далёким по акустически и артикуляторным признаам.
4. При повторении слов с различной слоговой структурой наблюдались типичные ошибки, проявляющиеся в заменах и искажениях гласных и согласных звуков, перестановках, пропусках звуков, слогов, искажении произнесения слога в целом. Сложные искажения звуковой структуры слова приводили к полному нарушению её семантической оболочки.
5. Специально подобранная система игр и упражнений, нацеленная на устную работу по развитию фонематического слуха дала позитивные результаты.
6. Индивидуальные результаты детей свидетельствуют о том, что дети на момент поступления в детский сад в большинстве своём равно низки по уровню сформированности фонематическог слуха. Разброс в показателях начинает проявляться после обучения. Не было
детей, которые после обучения остались бы с прежним уровнем развития фонематического слуха.
7. Дети с ОНР,попадающие сегодня в специальные коррекционные учреждения, становятся более сложными по структуре дефекта, и для преодоления недостатков фонематического воспрятия, являющегося основой овладения навыком письма и чтения, нуждаются в более длительных сроках специального обучения.
8. Методика развития фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями должна опираться на наглядно-практическую и наглядно-игровую деятельность и постоянно сочетать правильное восприятие на слух вербальных единиц различного уровняс обязательным пониманием семантики слов и предложений.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М., 1999
2. Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. - М., 1987.
3. Бельтюков В. И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. -М. ,1958.
4. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в I-IV классах вспомогательной школы. -М. ,1995.
5. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965.
6. Дурова Н. Ф. Фонематика. -М. ,1999.
7. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
8. Колесникова Е. Ф. 500игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет. – М., 2000
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень).- М., 1999.
10. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - М., 1998.
11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. – СПб., 2000.
12. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте. -М., 1948
13. Эльконин Д. Б. Как учить читать. -М., 1976.
14. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. –М., 1958.
.