Пегова Галина
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Рука ребёнка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита недостаточно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Слабо развиты тактильные ощущения. Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук, наблюдается повышенный тонус речевого аппарата. Таким образом, воздействуя на тонус мышц руки ребёнка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.
Публикация «Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние годы появилось достаточно много различной литературы практического направления. Да, действительно существует достаточное количество методик, разработано много интересных приёмов, используется разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе каждый логопед использует свой опыт, накопленный в этом направлении.
Однако мною были отобраны определённые направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребёнка к письму и повышают эффективность процесса развития и коррекции речи.
Развивающая работа основывалась на результатах диагностики, возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Вся система работы реализовывалась поэтапно. Были выделены несколько групп упражнений.
Первая группа – упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. К ним относится массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Для проведения массажа использовала различные приспособления и мелкие предметы: массажные щётки, рукавички, мячи-«ёжики», грецкие орехи, плоды каштана, колючие перстни и колечки, массажные коврики, иппликатор Кузнецова, карандаши, пособия «Колючая полянка» и «Погладим ёжика». Самомассаж проводится попеременно на обеих руках. Выполнение упражнений обычно сопровождается счетом или рифмовками. Кроме самомассажа в первую группу входят упражнения на расслабление и на растяжение мышц, а также упражнения направленные на развитие тактильных ощущений – «Чудесный мешочек», «Волшебные дорожки», «Гороховый рай», «Пальчиковый бассейн», «Манные дорожки». Для различных модификаций «Пальчиковых бассейнов» я использовала наполнители: фасоль, горох, гречневую крупу, плоды каштана, лесные орехи, крышки от пластиковых бутылок, маленькие мячи.
Вторая группа – пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. В этих играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес к учебным занятиям, а также эффективность самих игр. Пальчиковые игры включаются в сказки, небольшие рассказы, стихотворные формы и напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит логопед, а дети только действуют пальчиками. Позже ввожу игры с использованием различных предметов: детские перчатки с нарисованными или вышитыми глазками, ротиком, пробки от флаконов, с нарисованными лицами людей и животных, различные колпачки. С большим удовольствием дети надевают на пальчики фигурки «Вязаного театра». Обращаю внимание на то, что во всех вариантах упражнений сначала должна работать правая рука, затем - левая, а потом – обе руки вместе.
Третья группа – упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Я включаю в эту группу работу с эспандерами, упражнения с резиновыми и пластмассовыми шарами, грецкими орехами и большую работу со штампами. В эту группу входит работа по застёгиванию и расстёгиванию кнопок, работа с джойстиками и клавиатурами. Получая различные задания, дети с большим удовольствием нажимают на клавиши и на различные кнопочки.
В процессе работы с этими предметами развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой, подготавливает руку ребёнка к письму.
Четвертая группа – упражнения на развитие динамического компонента двигательного акта. В неё входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, ассиметрично, на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации (выполнение условных движений с выработкой стереотипа и с отказом от него). В эту же группу мною включены и такие интересные виды работ, как шнуровка, плетение ниткография, бисерография. Ниткография – выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесённых на бархатную бумагу, а затем без нанесённого контура. Это очень лёгкий приём, освоить который может каждый ребёнок.
Применение ниткографии развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно, мелкую моторику.
Бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков, пулек. Она развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует мышцы пальцев рук, воспитывает усидчивость, внимание. Сложный приём развития мелкой моторики рук, требующий определённой подготовки. Поэтому сначала ребёнку предлагаются крупные бусины, размер которых постепенно уменьшается, после этого можно использовать бисер и совсем мелкие бусины. При выборе объекта изображения учитываю интересы детей. Рекомендую этот вид работы использовать строго индивидуально и непосредственно при участии логопеда.
Пятая группа – упражнения на формирование графо-моторных навыков.
Во-первых, это работа с карандашом. Сначала дети должны научиться правильно держать карандаш. Он должен быть длиной не менее 100 мм, так как карандаш должен фиксироваться в двух точках: в точке захвата карандаша щепотью и на месте соединения большого и указательного пальцев. В процессе выполнения упражнений с карандашом желательно менять его по твёрдости и мягкости и, конечно, по форме (гладкий, ребристый). Затем формируем умение чертить горизонтальные и вертикальные линии, следить за движением своей руки. Использую приём рисования по точкам и обведение по контуру. Большое внимание уделяю штриховке. Обвести и раскрасить определённые предметы и геометрические фигуры помогает работа с трафаретами. После этого по-порядку учимся проводить наклонные линии, ломаные, изогнутые и волнистые, петли и спирали. После этого круги и овалы, квадраты и прямоугольники. Постепенно переходим к орнаментам и копированию букв.
Для развития мелкой моторики помимо перечисленных, использую следующие виды работ: игры с прищепками, рамки и вкладыши, петельки и крючки, банки и коробки, пробки и крышки, пирамидки, работа с природным материалом, работа с пластилином разных видов, работа с мелкими конструкторами всевозможные мозаики, игры с песком и водой.
Мелкую моторику рук развивают и физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания. Для того, чтобы работа была более продуктивной, необходима связь с воспитателями и родителями. Для них я готовлю выступления, провожу мастер-классы, представляю презентации.
Итак, что же происходит с ребёнком при систематических занятиях по развитию моторики?
• Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. Учат вслушиваться и понимать смысл речи, вербальные инструкции, повышают речевую активность ребёнка.
• Маленькие дети учатся концентрировать и правильно распределять своё внимание.
• Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Эту систему работы я неоднократно апробировала и пришла к выводу, что
целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей уже на первых порах работы повышает работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору больших полушарий мозга. Одновременно с развитием тонких, дифференцированных движений пальцев рук становится подвижным артикуляционный аппарат, что способствует эффективной подготовке к постановке звуков и существенному ускорению процесса автоматизации поставленных звуков.
23.11.2018.
Г. Н. Пегова – учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 9 «Солнышко» города Озёры, Московской области.