Наталья Филатова
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».
«Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» отмечал выдающийся педагог В. А Сухомлинский.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современном мире, дети живут в условиях постоянно развивающихся технологий, постоянно сталкиваются с новыми гаджетами. К сожалению, доля времени, которое дети дошкольного возраста проводят, играя в виртуальном пространстве растёт. Имея в виду особенности виртуальных игр, мы сталкиваемся с проблемой недостатка тактильных стимулов. Известно, что ребёнок гармонично развивается в том случае, когда у него есть достаточное количество различных по модальности сенсорных стимулов.
В быту нам ежеминутно приходиться совершать действия мелкой моторики. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать распавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.
Важное значение в процессе развития ребёнка, имеет развитие мелкой моторики рук. Улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Проблема развития мелкой моторики актуальна, так как от, того, насколько ловко ребёнок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Работая с детьми дошкольного возраста я вижу актуальность этой проблемы.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей.
Задачи: Организовать условия для развития мелкой моторики;
Улучшить мелкую моторику пальцев и координацию кистей рук;
Формировать познавательную активность и творческое воображение.
Помочь ребёнку поверить в свои силы, научиться самостоятельности.
Работа с родителями - одно из важных направлений в работе. Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. В своей работе я использовала консультации и папки передвижки отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики. При содействии с родителями в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры, пособия, большинство сделаны своими руками.
Существует огромное количество методов и приёмов развития мелкой моторики.
В начале своей работы я использовала диагностику, в которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей. Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Развитие мелкой моторики должно базироваться на комплексном подходе. Значительное накопление опыта ребёнка происходит в игре. Игра движений для ребёнка –это способ познания мира. Чем осмысленнее и чётче будут его детские игровые движения, тем глубже будет знакомство с миром. Созданные нами игры, упражнения очень популярны у детей. Они с большим удовольствием играют в них.
-коробочка с прищепками (цеплять на верёвку, картон и т. д)
-трубочки для коктейля (нанизование колец трубочки на нитку последовательно)
- фигуры и щипцы (при помощи щипцов разложить фигуры по местам)
-пальчиковый бассейн (найти игрушку в крупе)
-игры с пуговицами
- пальчиковый и теневой театры и т. д
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую:
-лепка из пластилина и глины
-рисование и раскрашивание картинок
-нетрадиционные техники рисования
-различные виды аппликации и т. д
Это лишь малая часть игр и упражнений, которые я использую в своей работе. Проводимые упражнения, игры я комбинировала с различными видами деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, его психологическое развитие.
Развивать мелкую моторику можно по-разному. Существует ряд малоизвестных нетрадиционных методов: иглотерапия (аппликатор Кузнецова, пуговичная терапия (манипуляции с пуговицами, криотерапия (лечение холодом).
Учитывая, то факт, что игры на взаимодействие с природными материалами, пальчиковые игры занимают меньшую долю игрового времени ребёнка дошкольного возраста, разработки и внедрения методов улучшения мелкой моторики должны быть современными и привлекательными.
Одним из методов, который я выделила, является песочная анимация, она объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент ставится на изобразительном творчестве с помощью песком на специальном световом столике.
Песок-замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда. Песок остаётся для детей наиболее притягательным материалом. Рисование песком-новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный каждому и не требующей специальной подготовки. Работа руками на засыпанной песком поверхности даёт богатые возможности тренировки тонких движений пальцев, координации движений развития функциональности рук в целом. Рисование на цветных планшетах песком открывает новые, большие возможности для развития детей. Сочетание традиционных пальчиковых игр, упражнений и песочного рисования увеличивает коррекционно-развивающий эффект, даёт ребёнку значительный ресурс, выражающийся в позитивном, эмоциональном настрое, создаёт условия для проявления ребёнком фантазии и творчества, ощущение успешности в художественной деятельности, так как за счёт подсвеченной поверхности даже каракули выглядят красиво.
Совместное рисование-особый игровой метод, при котором рисование взрослого и ребёнка сопровождается рассказом. Ребёнка завораживает волшебство, происходящее на светящемся стекле, используя такой интерес взрослый побуждает ребёнка к активному участию в процессе рисования песком.
Во время соприкосновения пальцев с песком, мельчайшие частики активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней и начинают стимулировать их работу. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, развивает главные психические процессы-внимание, речь.
Важной особенностью песочного рисования являются уникальные свойства песка- тягучесть. мягкость. приятная шершавость, которые благоприятно действуют на ребёнка. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Игры с песком разделяют: обучающие, познавательные, проективные.
Условия работы с детьми: согласие и желание ребёнка, отсутствие противопоказаний (аллергия, кожных заболеваний, порезов на руках, познакомить с правилами.
Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером, а рукой и пальцами. Причём указательный палец руки слушается ребенка лучше карандаш.
Методики рисования песком:
-кулаком
-ладонью
-ребром большого пальца
-щепотью
-мизинцами
-рисование симметрично двумя руками
-одновременное использование нескольких пальцев
-насыпание из кулачка
-рисование пальцем
Материалы для рисования: использование кондитерского шприца, массажного мячика, ситечка, трубочки, трафарет, декоративные украшения, скалки и валики с узором, грабельки и т. п.
Этапы работы с песком:
-Ориентировочный этап
-Этап прикосновения к песку
-Дидактические игры и упражнения
-Выведение из игровой среды и определение дальнейшей перспективы
Вот несколько игр и упражнений, которые можно использовать, как для индивидуальной работы, так и подгруппы
Упражнение «Искатели»
Зарываем в песок мелкие детали, а ребёнок собирает, имеет все детали в песке. В качестве деталей могут быть: пуговицы, макароны, крупы.
Цель упражнения: развитие мелкой моторики.
Упражнение «Чертим рисуем»
На песочном фоне путём начертания создаём разнообразные картины. Основные элементы картин: «линии», «чистые фигуры», «дождик».
Цель упражнения: тренировка мелкой моторики, развитие творческих способностей.
Упражнение «Бабочка»
При помощи одновременной работы двумя ручками можно получать симметричные рисунки (бабочка, листочки, деревья). Следим за симметрией рисунка.
Цель упражнения: улучшение координации обеих рук. Усложнять работу по межполушарному взаимодействию можно следующим образом: одновременно одна ручка рисует круг, а другая квадрат.
Упражнение «Следы на облачках»
Оставляем отпечатки ребра ладони в кулаке (двумя руками вместе и поочерёдно, помогаем превратить в весёлые отпечатки «ножек». Рисуем кулачками облака.
Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности ребра ладони, налаживание координации движений, что важно для формирования письма в будущем.
Упражнение «Узоры»
Придумываем различные узоры на песке, ребёнок продолжает-волны,зигзаги, пунктиры и т. д.
Цель упражнения: развитие мелкой моторики, координация каждого пальчика.
Заключение
Эффективность проведения занятий по песочной анимации очевидна. Дети с интересом включаются в процесс рисования натуральным песком. Выявлена положительная динамика в овладении навыками рисования песком: при усложнении упражнений на развитие мелкой моторики дети становятся более «ловкими» и аккуратными в манипулировании мелкими предметами. Повысилось качество рисунков.
Литература: Хоменко И. Н., «Песочная магия», Гребнев А. И., «Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности дошкольников», Баркан А. И., «Ультрасовременный ребёнок», Зейц М «Пишем и рисуем на песке».