Анастасия Кордубайло
Система работы по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста «Умный дошколенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте, как правильно подготовить к школе. Тема развития мелкой моторики детей был постоянно актуален. Это много раз подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Публикация «Система работы по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста „Умный дошколенок“» размещена в разделах
Мелкая моторика – это способность ребенка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем : нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали, что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени скоординированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики. Чем активнее и точнее движения пальцев у детей, чем больше мастерства в детских руках, тем умнее будут дети, тем быстрее он начнёт говорить.
В то время как ребёнок выполняет все возможные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит большая работа. Нам кажется, что ребёнок элементарно развлекается, а он на самом деле активно узнаёт мир и умнеет. Вследствие этого чем больше ребёнок играет, применяя руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. На протяжении всей человеческой жизни руки являются рабочим органом в разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного уровня развития. Но руки ещё не совсем ловки, подвижны. Не всегда движения рук и пальцев целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Чтобы у ребенок смог выполнять движения точно и скоординировано, работа должна быть систематична.
Тем самым я поставила цель и определила задачи
Моя цель : создать условия которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
• Задачи представлены перед вами на слайде
• Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы
• Совершенствовать навыки детей в освоении дидактических игр через развитие пальцев рук.
• Повысить компетентность родителей и педагогов в значимости дидактических игр в развитии мелкой моторики.
• Способствовать развитию познавательных способностей детей.
В ходе работы над данной темой мною была разработана система по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Данная система предполагает использование определенных видов деятельности.
- пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика
- тактильные игры
- индивидуальная работа
- групповая работа
- работа в малых группах
- работа в парах
- работа с тренажерами
-работа с родителями
А теперь подробно о каждом из них.
Обычно, я начинаю с разминки. Разминка подразумевает пальчиковые игры и пальчиковый театр которые я объединила в картотеке. Это сказки, небольшие рассказы, стихотворные формы и различные инсценировки. При выполнении пальчиковых игр у ребенка формируется умение концентрировать своё внимание и правильно его переключать, развивается память, воображение и фантазия,так как ребенок запоминает определенные положения рук и последовательность движений.
В своей работе я использую игры сделанные своими руками к ним относятся тактильные игры.
Эти игры направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Учат детей чувствовать свои пальцы и управлять ими.
игра Сухой бассейн - представляет собой контейнер наполненный различной крупой, камешками, бусинами. В таком бассейне идет активное воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней
Игра «Мешочки-искалочки» - мешочек - искалочка наполнен крупами и сокровищами. Ребенок, перебирая пальчиками и ищет в мешочке предметы.
Следующие игры моей системы это : Остров сокровищ,Цветная страна,Волшебная коробочка.
Остров сокровищ представляет собой емкость с различными наполнителями. Игра даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
Игра Цветная страна. эта игра сделана по типу сортера. Главная цель сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей малыши не только мыслят, но и развивает точные движения пальцев рук, умения пользоваться пинцетом.
Следующее пособие это Волшебная коробочка. Это игра состоит из нескольких планшетов, куда нужно накручивать крышки в определенном порядке согласно карточке-заданию.
Хочу вас познакомить еще с не менее интересными играми с такими как
Сенсорное лото. оно помогает детям достичь более высокого уровня развития чувств, мелкой моторики.
Тактильный слон – с помощью такой игры ребенок развивает не только зрительное внимание и память но и свою способность узнавать предметы на ощупь. Цель такой игры в том чтобы ребенок должен найти игрушку или предмет помещенный во внутрь слона и сказать какой формы. сценарий таких игр может быть разнообразным.
Процесс застегивания пуговиц для детей трудный, но для того чтобы дети быстро справлялись с этим заданием я использую такие тренажёры как «Волшебная пуговица». Главное научить действовать двумя руками, скоординировать движения рук.
В данный момент я работаю над созданием моего методического пособия по развитию мелкой моторики где собрала игры сделанные своими руками которые я внесла в данную систему.
В нашей группе создана игротека в которой находятся такие игры как : различные шнуровки,световой планшет с песком, игры с прищепками, дорожки для игры с камешками и крышками.
Изучая литературу,я открыла для себя универсальные тренажёры, которые я решила использовать для развития мелкой моторики. Они являются универсальным инструментом. Упражнения направлены как на развитие гибкости,быстроту рук так и для развития мышления, внимания.
В своей деятельности я использую такие тренажеры как
Лабиринты, простая восьмерка, балансир для рук
С такими досками работаем не только с фишками но и с камешками и фасолью, шариками.
Родители являются активными участниками образовательного процесса. Поэтому я приглашаю родителей на беседы,практикумы и совместные мастер-классы с детьми. Теперь наши встречи перешли и в дистанционный формат на платформе зум. Где я знакомлю их со своей системой работы. Дополнительно с работой моей системы родители могут ознакомиться используя Qr код который расположен на информационном стенде нашей группы.
Я постоянно учусь, повышаю свою квалификацию, делюсь накопленным опытом с коллегами на педсоветах.
Работая над этой проблемой, индивидуально и коллективно с детьми я получила результат. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, больше общаются со верстниками, кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, движения пальцев стали более точными.
Мои воспитанники активно принимают участие в конкурсах и становятся лауреатами и победителями.