Медведева Оксана Владимировна
Система работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО в условиях актуализации ФГОС дои профессионального стандарта
▼ Скачать + Заказать документы
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативно-правовые условия
ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (ред. от 02.07.2021, ФЗ N 149"Об информации, информационных технологиях и о защите информации", «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017- 2030 годы», ФГОС дошкольного образования, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Профессиональный стандарт, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Научно- исследовательские условия
Информатизация образовательной сферы и использования информационных технологий (А. А. Андреев, Л. Л. Босова, А. В. Аванесов, Е. П. Велихов, Е. З. Власова, М. В. Кларин, Е. С. Полат, В. Д. Семенов, И. В. Роберт, Э. Р. Хайруллина и др.); проектирование педагогического процесса на основе технологического подхода (Н. А. Алексеева, Л. В. Байбородова); использование икт в образовании (С. Л. Новоселова, И. Ю. Пашилите, Г. П. Петку, Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Е. В. Зворыгина, Л. П. Иванова, В. А. Красильникова); повышение профессиональной компетентности педагогов, методическое сопровождение (И. А. Зимняя, К. А. Абульханова – Славская, В. А. Крутецкая; К. Ю. Белой; П. И. Третьякова; П. Т. Фролова; А. Г. Асмолова; (ДОО) И. Н. Исаева, А. А. Майер, В. Г. Яфаева и др.)
[Материально-технические условия
- наличие необходимого оборудования (ПК, ноутбуки, экраны, проекторы, в т. ч. короткофокусные, звуковая аппаратура, мультстудия и т. д.)
- программное обеспечения (Microsoft Office, Paint, ABBYY Fine Reader, Pinnacle Studio, Pogumax и т. д.)
- систематическое обогащение медиатеки (ЭОР, видео, аудио-записи, авторские разработки и т. д.)
Методические условия
- Методические разработки, программы повышения квалификации, интернет-источники
- Наличие методических пособий, литературы, ЭОР
- Разработка модели методической работы по повышению ИКТ-компетенции
- Подготовка методических рекомендаций для участников образовательных отношений
Организационно – педагогические условия
- Участие в педагогических советах
- Участие в районных методических объединениях по данной проблеме
- Курсы повышения квалификации (Мининский университет, ГБОУ ДПО НИРО)
- Участие в вебинарах, тестированиях и конкурсах
- Публикации в педагогических интернет сообществах
- Организация творческой лаборатории «ИКТека» и др. форм работы с педагогами
- Представление авторских материалов на экспертно-методическом совете Управления образования администрации Московского района г. Н. Новгорода
АКТУАЛЬНОСТЬ
Закон РФ «Об образовании» : Ст. 29 - информационная открытость образовательного учреждения; Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, … отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н)
3.1.1. Трудовая функция:
Трудовые действия - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ);
Необходимые умения - Владеть ИКТ-компетентностями : общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») : III. 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для : 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
«Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017- 2030 годы»
Общие положения: 3. Основными принципами настоящей Стратегии являются:
а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
«…внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий»
Затруднения и противоречия:
- отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОО, вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой;
потребность быстрого получения научно-методической информации и инертность ее переработки и передачи в образовательном учреждении;- возрастающие требования к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовность его к созданию современного педагогического пространства, разная степень развития ИКТ-компетенций педагогов ДОО, недостаточная оснащенность средствами ИКТ, неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях, бесплановость, желание педагогов и их неумение организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
потребность образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокая эффективность процесса их повышения квалификации в данном направлении;
желание родителей (законных представителей) раннего вхождения детей в мир современных гаджетов и не понимание целесообразности использования, не соблюдение правил и нормативных требований, возникновение зависимости.
Затруднения и противоречия:
- отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОО, вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой;
потребность быстрого получения научно-методической информации и инертность ее переработки и передачи в образовательном учреждении;- возрастающие требования к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовность его к созданию современного педагогического пространства, разная степень развития ИКТ-компетенций педагогов ДОО, недостаточная оснащенность средствами ИКТ, неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях, бесплановость, желание педагогов и их неумение организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
потребность образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокая эффективность процесса их повышения квалификации в данном направлении;
желание родителей (законных представителей) раннего вхождения детей в мир современных гаджетов и не понимание целесообразности использования, не соблюдение правил и нормативных требований, возникновение зависимости.
Ю. П. Азаров, А. В. Петровский «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций».
А. Г. Асмолов «…риск не понять, что мы имеем дело с детьми информационной социализации, и построить совершенно иные программы развития воспитателей.»
К. Ю. Белая о методической работе «образовательный компонент образовательной инфраструктуры, наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды, призванной поддерживать нормальный ход образовательного процесса, а также содействовать его обновлению».
И. Д. Лаптева, подразделяет компетентность на ключевую, базовую и специальную. К ключевым автор относит компетентности, обуславливающие успешность личности в быстроизменяющемся современном мире (в т. ч. и ИКТ-компетентность, базовые, в свою очередь, определяют специфику некоторой предметной или непредметной области.
С позиции А. А. Майера, модель профессиональной компетенции педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. д., о себе как субъекте профессиональной деятельности.
А. М. Семибратов, Л. Н. Горбунова трактуют ИКТ-компетентность как готовность и способность педагога квалифицированно и самостоятельно применять современные ИКТ в педагогической деятельности с целью решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в данной сфере.
А. А. Чеменева, Е. В. Вербовская, В. Р. Попова Технологическая компетентность включает владение информационно коммуникативными технологиями, самостоятельную оценку эффективности применения технологий, самостоятельную разработку и применение инструментария оценивания эффективности технологий (педагогическую диагностику).
Деятельностный аспект
Цель: развитие ИКТ-компетентности педагогов, повышение качества образования и эффективности воспитания через введение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий, оптимизация взаимодействия участников образовательных отношений.
Задачи:
создание и апробация модели методической работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов;
организация систематического непрерывного повышение квалификации педагогов по развитию ИКТ на рабочем месте;
реализация метода активного обучения, в процессе которого педагоги не получают готовые знания, а «добывают» их в ходе практической инновационной деятельности.
Объект – процесс формирования ИКТ-компетентности педагогов ДОО, как как средства повышение качества образования и эффективности воспитания и оптимизации взаимодействия участников образовательных отношений.
Предмет – методическая работа по использованию ИКТ как средства развития компетентности педагогов ДОО и повышения качества образования и эффективности воспитания, оптимизации взаимодействия участников образовательных отношений.
Гипотеза – модель методической работы будет способствовать развитию ИКТ-компетентности педагогов ДОО, повышению качества образования и эффективности воспитания, оптимизации взаимодействия участников образовательных отношений.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Создание эффективной системы методической работы по развитию ИКТ-компетентности педагогов для повышение качества образования, эффективности воспитания и оптимизации взаимодействия участников образовательных отношений.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап Цель: разработка системы критериев оценки уровней сформированности ИКТ-компетентности педагогов : мотивационного, информационного, технологического, содержательно-методического, сетевого компонентов.
- Проведение диагностики ИКТ-компетентности педагогов ДОО;
- Анализ материально-технической базы ДОО;
- Анализ кадровых условий в ДОО, распределение педагогов по подгруппам;
- Анализ психолого-педагогических условий.
2 этап Цель: создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность, в воспитательно-образовательный процесс и взаимодействие участников образовательных отношений.
Условия :
– развитие происходит непрерывно и поэтапно в деятельности, преобразующей информационно-образовательную среду общеобразовательного учреждения;
– обучение педагогов осуществляется на основе дифференциального подхода (к примеру, с учетом стажа работы, базового образования, возраста, навыков и др.);
– создание ситуаций психологической удовлетворенности педагогов от применения ИКТ в рамках педагогической деятельности за счет реальной потребности воспитанников в данных средствах.
Условия :
– развитие происходит непрерывно и поэтапно в деятельности, преобразующей информационно-образовательную среду общеобразовательного учреждения;
– обучение педагогов осуществляется на основе дифференциального подхода (к примеру, с учетом стажа работы, базового образования, возраста, навыков и др.);
– создание ситуаций психологической удовлетворенности педагогов от применения ИКТ в рамках педагогической деятельности за счет реальной потребности воспитанников в данных средствах.
- Разработка и апробация модели методической работы старшего воспитателя с педагогическими кадрами по повышению ИКТ-компетентности;
- Отбор и внедрение технологий в работу с педагогическими кадрами, направленных на оптимизацию работы с участниками образовательных отношений
Содержание системы работы по развитию ИКТ-компетенции педагогов ДОО
- Методическая работа с педагогами ДОО
Создание клуба «ИКТека» по развитию ИКТ-компетенций педагогов;
Подгрупповые и индивидуальные занятия, тренинги, семинары, открытые просмотры, мастер-классы и творческие лаборатории (в зависимости от задач и уровня сформированности ИКТ-компетенций) в рамках «Школы молодого педагога» и наставничества;
Разработка и апробация модели работы по проблеме;
Разработка методических рекомендаций по использованию ИКТ как средства повышения качества образовательного процесса и оптимизации взаимодействия его участников;
Создание и систематизация методических материалов и документации педагогов в электронном формате;
Обогащение и систематизация медиатеки ДОУ, в том числе авторскими материалами;
- Взаимодействие с социальными партнерами
Семинары и КПК по использованию ИКТ в образовательном процессе Мининского университета с педагогами ДОО
Семинары по безопасному использованию ИКТ ГБУЗ НО «КДЦ ОПЗ детей и подростков» с педагогами и родителями (законными представителями)
Мастер-классы для педагогов ДОО НРОИИ «ИНВАТУР» по работе с оборудованием дополненной реальности ;
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Выявление потребности в получении информации по проблеме (анкетирование);
Индивидуальные консультации и круглые столы по использованию ИКТ как средства развития детей дошкольного возраста;
Подбор и разработка рекомендаций по проблеме на инфозонах, на сайте ДОУ, в социальной сети «В Контакте», общение в форуме «Для Вас, родители!», размещение полезных ссылок;
Семинары, практикумы по отбору игрового и развивающего материала с использованием ИКТ;
Родительские собрания, в том числе дистанционные (Яндекс, Zoom и т. д.) по теме ИКТ.
Подгруппа 1 – Педагоги с начальным уровнем ИКТ-компетентности
Задачи: организация и обеспечение грамотного использования педагогами ДОО базовых программ Microsoft Office, ИКТ для повышения качества образовательного процесса и оптимизации взаимодействия с участниками образовательных взаимоотношений.
Подгруппа 2 – Педагоги с формирующимся уровнем ИКТ-компетентности
Задачи: совершенствование использования педагогами ДОО базовых программ Microsoft Office, ИКТ и современного интерактивного оборудования, создание авторских презентаций для повышения качества образовательного процесса и оптимизации взаимодействия с участниками образовательных отношений.
Подгруппа 3 – Педагоги сформированным уровнем ИКТ-компетентности
Задачи:
транслирование опыта работы педагогов ДОО по использованию базовых программ Microsoft Office, ИКТ и современного интерактивного оборудования, в том числе дополненной реальности.
создание авторских презентаций, фильмов, видео- и мульт-роликов для повышения качества образовательного процесса и оптимизации взаимодействия с участниками образовательных взаимоотношений;
ведение страниц и форумов на официальном сайте ДОО,
создание собственных сайтов и страниц в педагогических сообществах для оптимизации взаимодействия с участниками образовательных взаимоотношений.
Отдельно организована работа :
- со специалистами по работе с новейшим оборудованием дополненной реальности (Педагог-психолог, музыкальные руководители)
- с воспитателями групп старшего дошкольного возраста с Интерактивными панелями «Робик»
3 этап Результативность Цель: оценка эффективности разработанной модели методической работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
- Проведение итоговой диагностики ИКТ-компетентности педагогов ДОО;
- Мониторинг методической и творческой активности педагогов ДОО;
- Обобщение опыта, подведение итогов;
- Распространение педагогического опыта.
Творческая лаборатория «ИКТека» : Использование ИКТ на этапе актуализации ФГОС ДО.
Разработка модели методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов ДОО. а этапе актуализации ФГОС ДО.
Внедрение в работу педагогов ДОО современных программ и оборудования, в том числе дополненной реальности (Лаборатории, Мультстудия, Pogumax и т. д.)
Публикации педагогов :
Артемьева С. Л. Использование ИКТ в проектной деятельности. —https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-proektnoi-dejatelnosti-875036.html
Ермакова Н. А. ИКТ как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников с ЗПР. - https://www.maam.ru/detskijsad/ikt-kak-sredstvo-razvitija-gramaticheskogo-stroja-rechi-starshih-doshkolnikov-s-zpr.html
Участие в конкурсах:
- Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Моя любимая книга» (Номинация «Лучшая презентация к уроку»). — 06.01.-07.02.2021 г. — Диплом (1 место) ЕА №53992. — Королева О. А.
Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Веб-квест «Сказочное приключение» (Номинация «Мой педагогический опыт»). — 06.01.-07.02.2021 г. — Диплом (2 место) ЕА №53991. — Королева О. А.
Всероссийская викторина «Информационно-коммуникационные технологии в сфере образования». - Всероссийское педагогическое издание «Педология». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65289. — Диплом за II место. Серия ДД №8148 от 12.10.2018 г. — Андреева Л. В.
ВЫВОДЫ
В результате проделанной работы была выявлена положительная динамика по решению поставленных задач. Использование современных ИКТ в ДОО способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. Развитие информационно-коммуникативных технологий меняет содержание образования и дает возможности более эффективно взаимодействовать с участниками образовательных отношений.
Использование ИКТ позволяет оптимизировать образовательный и воспитательный процесс, вовлечь в него участников как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
ПЕРСПЕКТИВЫ
пополнение медиатеки ДОО (разработка методических пособий с использованием ИКТ, интерактивных игр, познавательных видео-роликов, создание мультимедийных презентаций по материалам экспозиций краеведческих и художественных музеев для знакомства детей со сведениями, визуально недоступными в обычной жизни и трудно моделирующимися в условиях мини-музея детского сада)
обобщение и распространение передового педагогического опыта по вопросам развития ИКТ-компетенции педагогов ДОО и использования ИКТ в дошкольной образовательной организации;
включение в творческую лабораторию «ИКТека» всех педагогов и родителей (использование ИКТ технологий, составление электронного портфеля детей, составление электронных творческих экскурсий о посещении семьями воспитанников исторических мест, достопримечательностей, социально-значимых событий страны, города и родного края и т. д.);
продолжение сотрудничество с социальными партнерами (КПК, семинары, вебинары, создание совместных программ и проектов с использованием ИКТ).
ТРАНСЛИРОВАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Муниципальный уровень
- на педагогических советах
Использование возможностей программ Microsoft PowerPoint и PinnacleStudio для
создания познавательных мультипликационных фильмов и видеороликов для работы
с детьми дошкольного возраста. – 2016 г.
2. Возможности интерактивной доски при использовании и разработке интерактивных игр для реализации образовательных задач. – 2017 г.
3. Современные способы самообразования и развития ИКТ-компетентности педагога. – 2020 г.
- на методических объединениях для старших воспитателей, воспитателей Московского района
Музейная педагогика как эффективное средство развития познавательной активности старших дошкольников. (Протокол №23 от 24.03.2016 г.) - использование средств ИКТ (виртуальных экскурсий) для знакомства с различными объектами культурного и исторического наследия.
Использование возможностей программы PinnacleStudio для создания видеороликов и познавательных видеофильмов для работы с детьми дошкольного возраста. (Протокол №32 от 28.04.2016 г.)
Публикации:
Всероссийский уровень
1. Козлова О. В. , Медведева О. В. Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО. — https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/19/ispolzovanie-ikt-v-proektnoy-deyatelnosti-doo
2. Козлова О. В. , Медведева О. В. Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО. — 8 ноября 2018 г. — https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-proektnoi-dejatelnosti-do.html
3. Козлова О. В. , Медведева О. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ как средство взаимодействия с участниками образовательных отношений по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. — 22.11.2018 г. - https://pedsovet.org/articles/article/view/id/236663
Конкурсы
Муниципальный уровень
Участие в районном конкурсе «Лучшее методическое пособие» среди ДОО Московского района города Нижнего Новгорода (2 место) с Методическим пособием «Безопасная дорога», включающим атрибуты и материалы со световыми и звуковыми эффектами, СD с комплектом презентационного и игрового материала.
Экспертиза
Муниципальный уровень
- эксперно-методический совет Управления образования Администрации Московского района г. Нижнего Новгорода:
Красильникова Л. В., Каталова Л. В., Козлова О. В., Медведева О. В. Авторское учебно-методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования». - Протокол от «13» января 2017 г. №1.
Областной уровень
- Эксперно-методический совет ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
1. Красильникова Л. В., Каталова Л. В., Козлова О. В. Медведева О. В. Методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования». – Экспертное заключение №55 от «17» октября 2017 г.
ЛИТЕРАТУРА
Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - № 4/2011. - с. 14-18.
Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : ТЦ Сфера, 2009. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. - Издательство: Норматика, 2014 г. – 192 с.
Козлова О. В. Организация работы по повышению ИКТ компетентности педагогов ДОО. – Информационно-коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений: Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции (17 апреля 2014 г.). – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – 161 с. — С. 47-53.
Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных техноло гий в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. - 2-е изд. перераб. и дополн. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 291 с.
Лыкова, И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция)/И. В. Лыкова // Журнал Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1016-1018.
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". - СПб. : ДЕАН, 2003. - 30 с.
Сваталова Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. – с. 95.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. (Правовая библиотека образования).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). -
Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО. //Нижегородское образование. - 2015. - №3. - С. 109-116.
Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3. - с. 4.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Калинина Т. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. - https://fictionbook.ru/author/tatyana_kalinina/informacionnyie_i_kommunikacionnyie_tehn/read_online.html
Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М. : Мозаика-Синтез, 2011. - https://lib.rus.ec/b/449147/read
Кочегарова Л. В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кочегарова Любовь Васильевна; [ Место защиты: Ин-т упр. образованием Рос. ак. образования].- Москва, 2010.- 190 с. : ил. РГБ ОД, 61 10-13/1211. - https://www.dslib.net/obw-pedagogika/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-razvitija-ikt-kompetentnosti-pedagogov.html
Очирова, О. Д. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ / О. Д. Очирова, Л. А. Шаманова. — Текст : непосредственный // Педагогика : традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 60-62. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3656
Полякова В. А. Цифровая грамотность педагога : возможности региональной системы повышения квалификации. //Нижегородское образование. – 2019. - №2. – С. 40-46. - https://www.nizhobr.nironn.ru/sites/default/files/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%E2%84%962%2C%202019_0.pdf
Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО. //Нижегородское образование. - 2015. - №3. - С. 109-116. – https://www.nizhobr.nironn.ru/sites/default/files/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%E2%84%96%203%2C%202013.pdf