Людмила Зайцева
Система работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Михайловна Зайцева
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «ЦРР - д/с № 107» г. Магнитогорска
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Самое лучшее открытие - то,
которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.
Детство - это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
Публикация «Система работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Сегодня наше общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, творческим, думающим, с умением самостоятельно решать поставленные задачи.
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при проведении рефлексии. Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, определять форму и размеры. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что перед нами (педагогами и родителями) стоит важная задача повысить качество воспитания и образования подрастающего поколения.
Рассматривая и анализируя работы педагогов Н. Н. Подъяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Г. М. Ляминой, можно говорить, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Познавательно - исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, проявляются творческие способности, интеллектуальную инициативность.
При организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста можно использовать различные формы работы :
• показ мультимедийных презентаций,
• дидактические и развивающие игры,
• создание коллекций,
• эксперименты и опыты.
Такие занятия проходят в увлекательной игровой форме посредством современных перспективных методик, направленных на активизацию познавательной деятельности ребенка (естественно - научные опыты, наблюдения, наглядное моделирование). Эти методики развивают интеллектуальные способности ребенка в познании окружающего мира, его поисковую, исследовательскую и изобретательскую деятельность.
Задачи экспериментальной деятельности :
• Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
• Развитие у детей представлений о химических свойствах вещества.
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.)
• Развитие элементарных математических представлений о мерке
• Развитие у детей умственных способностей.
• Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, классификация, обобщение.
• Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы.
• Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
Структура проведения экспериментирования:
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
2. Выдвижение предложений (гипотез, отбор, способы проверки.
3. Проверка гипотез.
4. Подведение итогов, вывод.
5. Фиксация результатов (используются журнал, интерактивная доска).
6. Вопросы детей, рефлексия.
Для реализации всего объема работы необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую возможность самостоятельного проведения опытов, наблюдений, экспериментов:
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты;
• природный материал: камешки, песок, шишки и др. ;
• разнообразные сосуды;
• технические материалы: гайки, гвозди и др. ;
• разные виды бумаги, ткани;
• красители;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, резиновые груши и др. ;
• картотека опытов, познавательная литература;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары и др.
При оборудовании центра экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
• безопасность;
• достаточность;
• доступность расположения.
Важно в данной работе организация сотрудничества с родителями. При этом родители с одной стороны, поддерживают познавательную активность, с другой - включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.
План взаимодействия ДОУ с родителями
по опытно-экспериментальной деятельности
Месяц
Форма работы (педагог – ребенок – родители)
Сентябрь • Беседа - консультация: «Кто такие ученые?», «Что такое эксперимент?»
• Рекомендации для просмотра детских программ, знакомство с новинками познавательной литературы.
Октябрь • Пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
• Консультации: «Экспериментирование дома».
Ноябрь • Задание: «Показать ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозить лед, предложить ребенку положить лед на тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду».
• Консультация: «Один дома» (безопасность).
Декабрь • Рекомендации по проведению эксперимента при купании ребенка в ванне: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости.
• Опыт : «Тонет – не тонет», «Растворяется – не растворяется».
Январь • Опыт : «Плавание парафина в воде и его отвердевание».
• Консультация: «Маршрут выходного дня», «Новогодние каникулы: чем занять ребенка?»
Февраль • Опыт : «Плавание сахара в воде и его отвердевание».
• Мастер-класс «Готовим сладости дома».
• Беседа: «Вредные и полезные сладости»
Март • Опыт : «Испарение воды во время кипения», «Нагревание капельки одеколона».
• Беседа «Почему свистит чайник?»;
• Наблюдение: «Почему на окнах появляются капельки воды?», «Отпаривание белья», «Почему белье становиться гладким?»
• Беседа: «Быть здоровыми хотим: ингалятор»
Апрель • Проведение опыта по выпариванию соли из соленой воды.
• Мастер-класс: «Образование кристаллов из соли».
• Беседа: «Значение соли в жизни человека: вред и польза»
• Рекомендации по чтению познавательной литературы.
Май • Наблюдение за трудом взрослых: «Стирка белья». Предложить ребенку зарисовать стадии стирки. В какой воде лучше отстирывается грязь в холодной или горячей? Почему?
• Прочитать произведение К. Чуковского «Мойдодыр», затем обсудить содержание сказки.
• «Праздник мыльных пузырей»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).
Список литературы
1 «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010г.
2 «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Т. А., Чистякова А. Е. 2010 г.
3 «Игры с водой и песком» Рыжова Н. В. «Обруч» №2 1997г.
4 «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, 2014г.