Елена Блудова
Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС до с использованием нетрадиционных методик
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО с использованием нетрадиционных методик».
Цель: Развитие речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС до с использованием нетрадиционных методик» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2018
1. Формирование речевых навыков и умений : подбор слов по определенному признаку, закрепление обобщающих понятий, употребление простых и сложных предложений, развитие связной речи и повышение речевой активности.
2. Познавательно – речевое развитие.
3. Воспитание усидчивости, навыков сотрудничества.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, экран, пособия «Построй замок», «Четыре экрана», картотека изографов.
Всем известно, что одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста - подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Конечно, работа по речевому развитию детей начинается в семье, в дошкольном учреждении мы ее продолжаем. Очень важно объяснить родителям, что работа по речевому развитию дома не должна представлять собой классно – урочную систему. Пособия, с которыми я вас сегодня хочу познакомить, очень просты как в изготовлении, так и в использовании. Вы смело можете предлагать их родителям.
1. Дидактическое пособие «Построй замок».
Пособие можно использовать для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет (соответственно, набор картинок, заданий и упражнений должен быть представлен с усложнением). Пособие может быть использовано при организации совместной деятельности детей и педагога (взрослого, так и при самостоятельной игре детей. Я использую его во второй группе раннего возраста и в средней.
Пособие представляет собой серию кубиков с картинками (количество определяется самостоятельно, в зависимости от тематики, от количества выбранных тем, от возраста дошкольников).
Данное пособие можно использовать, начиная с групп младшего возраста. Если мы берем вторую младшую группу – среднюю, то тематика картинок может быть такой: знакомые детям сказки, стихи об игрушках (например, А. Барто, детские песенки из мультфильмов, элементарные картинки с профессиями, знакомыми ребенку данной возрастной категории.
По мере взросления детей содержание картинок усложняется, можно добавить различные схемы и упражнения.
Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность становится минимальной, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения воспитательно – образовательного процесса.
Пособие можно эффективно использовать и при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, но тогда вся работа должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей детей, то есть ребенку предлагаются игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности.
Заниматься с пособием дети могут индивидуально или небольшими подгруппами (6 – 7 человек) в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре.
Это методическое пособие можно применять в работе по всем разделам программы: социальный мир, экологическое воспитание, математическое, речевое и художественно – эстетическое развитие. Его можно использовать как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при закреплении материала.
2. Дидактическое пособие «Четыре экрана».
Целесообразно начинать его использование в старшем дошкольном возрасте.
Пособие представляет собой расположенные определенным образом 4 экрана, к каждому из которых имеется конверт с картинным материалом.
Первый экран предназначен для составления описательных рассказов. В верхний карман помещается картинка с изображением предмета для рассказывания, в нижние – схемы для его описания.
Второй экран предназначен для работы над предложением. Во – первых, его можно использовать для закрепления умения строить простые предложения по схемам. Во – вторых, для построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Третий экран используется для словарной работы. В центральный кармашек помещается картинка с признаком, по которому дети должны подобрать остальные картинки.
Например:
- Закрепление обобщающих слов: «заселить» кармашки только перелетными птицами ;
- Закрепление свойств и признаков предметов : «заселить» кармашки предметами, созданными природой (либо только руками человека);
- Закрепление звукового анализа слов: подобрать слова с определенным звуком и т. д.
Четвертый экран предназначен для творческого рассказывания. Он представляет собой поле в виде лужайки. Сверху на ниточках закреплены герои сказок. Ребенок может рассказать как уже знакомую сказку, так и сочинить свою, перебрасывая нужных персонажей на экран.
Данное пособие привлекает внимание детей тем, что оно имеет необычную форму и дизайн. Все задания выполняются в игровой форме, что способствует повышению интереса детей и развитию мелкой моторики. Пособие не наскучит, так как картинный материал постоянно обновляется. Его можно использовать на занятиях по речевому развитию, также дети могут заниматься самостоятельно, либо в парах. Его можно использовать и в коррекционных целях при коррекционно – логопедическом сопровождении детей с ОНР. Пособие занимает мало места, оно легкое и компактное.
3. Система работы с изографами.
Известно, что самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников – нарушения чтения и письма. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд, является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Основной принцип работы с изографами – ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа и составить из них слово.
Свою работу по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строю поэтапно:
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.
2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
3. Составление слова.
4. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
5. Записывание слова - изографа в тетради.
6. Называние букв и звуков слова - изографа.
7. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.
8. Разделение слова - изографа на слоги.
9. Зарисовка слова - изографа в тетради.
10. Придумывание предложения со словом изографом.
11. Выкладывание из крупы одного из слогов слова - изографа.
Таким образом, создавая изографы, дошкольники начинают овладевать навыками самоконтроля и самооценки, у них развивается умение вычленять последовательно звуки, буквы в словах и, как следствие, происходит обучение грамоте:
- вырабатывается зрительное представление слова (рисунки предметов);
- развивается зрительно-двигательная координация (всё соединяется в целое);
- развивается зрительное внимание (ориентир на форму предмета);
- включаются мыслительные операции;
- стимулируется познавательная активность;
- развивается зрительное восприятие в единстве с вниманием, мышлением, памятью и речью.
Постепенно ребята заинтересовались составлением изографов. Они творчески подошли к процессу создания изографов. Каждый автор изографа гордо демонстрировал его, а остальные ребята пытались отгадать зашифрованное изографом слово. Здесь мы поняли, что изографы неинтересны, если картинка имеет большое сходство с предметом, если сам по себе изограф очень простой. Предмет можно сразу узнать и сказать слово, интерес к поиску букв «спрятанных» в изографе пропадает. На основе работ ребят и моих работ, мы создали картотеку изографов.
Систематическое использование данных пособий способствовало всестороннему речевому развитию дошкольников, формированию определенного способа мышления, тренировке в звуковом анализе и синтезе, развитию памяти и воображения.