Светлана Петрова
Система работы детского сада по повышению качества образования посредством развития творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. Одной из главных задач стандарта является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Понятие творческих способностей- понятие комплексное включающее в себя несколько составляющих:
-- умение познавать всё новое;
-- стремление к познанию;
Публикация «Система работы детского сада по повышению качества образования посредством развития творчества детей» размещена в разделах
-- умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-- стремление к постоянным открытиям;
-- свобода воображения.
На развитие творческих способностей педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Ребёнок, приходя в детский сад впервые, проявляет интерес к окружающим его вещам: книгам, игрушкам, изобразительным средствам, музыкальным инструментам и т. д. Но без взрослого, без его помощи, ребёнок будет просто манипулировать окружающими предметами, творческого развития наблюдаться не будет. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П. П. Блонский. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать творческому развитию, а также создать все необходимые условия.
Одним из главных условий является формирование творчески ориентированного коллектива педагогов, которые первыми откликаются на всё новое, делают это с удовольствием и способны к научно-исследовательскому поиску. В такую творческую группу должны входить не только воспитатели, но и специалисты по более узким направлениям. У нас в детском саду такая группа имеется.
На начальном этапе проведения работы по развитию творческих способностей детей творческой группе необходимо осуществить экспертизу базовых образовательных продуктов (программы, рекомендации, разработки, которые будут использоваться в качестве методической основы, и проанализировать педагогическую деятельность коллектива, состояние материальной базы, а также определить направления развития творческих способностей дошкольников.
Направления развития творческих способностей детей.
• Художественно-речевая деятельность
• Музыкальная деятельность
• Театрально-игровая деятельность
• Изобразительная деятельность
Художественно-речевая деятельность. Художественно-речевая деятельность дает большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.
Для обучения детей составлению рассказов – фантазий педагоги используют прием перемещения во времени (Машину времени). Дети выбирают конкретный объект и описывают его настоящее. Далее воспитатели предлагают ребятам подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.
Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств педагоги эффективно используют прием «вхождения в картину». Воспитатели побуждают детей к описанию возможных ощущений и предлагают прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д.
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине воспитатели используют прием «подзорная труба». Для определения деталей объекта - приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.
Моделирование или мнемотехника помогает придумывать рассказ опираясь на схемы, построенные с помощью букв, картинок, цвета и других средств обозначения.
По результатам фантазирования педагоги очень часто совместно с детьми инсценируют придуманные рассказы, оформляют книжки-малышки, составляют каталоги детских рассказов, метафор, загадок.
Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
Музыкальная деятельность. Одним из важных направлений работы дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по музыкально-творческому воспитанию детей.
В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности. Каждый вид музыкальной деятельности, будь то слушание музыки, пение, музыцирование, включает разный опыт познания музыкального искусства, в том числе опыт творческой деятельности.
В своей работе педагоги используют новые современные методики. Музыкальные занятия, включающие новые методики, отличаются нетрадиционным содержанием, структурой, новым музыкальным репертуаром, способом его подачи, методикой организации и проведения.
Использование новых музыкальных методик в образовательной работе с детьми дошкольного учреждения открывает возможность широкого использования метода музыкальной импровизации, что способствует накоплению музыкально-творческого опыта,
Театрально-игровая деятельность. Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрально-игровой деятельности.
Это, прежде всего, сопереживание реальным людям и героям литературных произведений, а также выразительность речи, образная двигательная выразительность, пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, интонационная выразительность, развитая память. Кроме того в структуру театральных способностей входят: живое воображение, креативность, наблюдательность.
С целью знакомства с театральным искусством педагоги проводят циклы занятий об истории театра. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и стараются говорить с выражением.
Наибольшую эффективность показывают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; упражнения; этюды.
Таким образом, необходимо отметить высокую степень значимости театрально-игровой деятельности для развития творческих способностей ребенка.
Изобразительная деятельность. В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность - наиболее доступный вид познания мира ребенком. Она является одной из самых любимых детьми в дошкольном возрасте. Это, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник. Нетрадиционные техники изображения - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Педагоги стремятся к созданию условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.
В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон, яичную скорлупу, соль, тесьму, мех.
Используя художественную технику изобразительного искусства - пластилинографию, воспитатели также стараются раскрыть творческие способности детей.
Особо хочется отметить ручной труд. Дети совместно с педагогом мастерят различные поделки из самого разного материала: природного, бросового, из бумаги, ниток и т. д.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Результатом нашего творческого процесса является участие детей в различных выставках: групповых, общесадовских, районных. Дети часто становятся победителями и призёрами различных конкурсов, в том числе и дистанционных онлайн-конкурсов.
В прошлом году у нас состоялась первая индивидуальная (персональная) выставка рисунков Васильева Лёвы. Ребёнок сам предложил организовать такую выставку. Воспитатель пошла навстречу детской инициативе и провела большую предварительную работу по организации выставки, координально поменяв план своей работы.
Таким образом, правильная организация предметно-пространственной среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка яркими впечатлениями и событиями (эти события являются наиболее значимыми и выстраивают особую организацию отношений ребенка с окружающим миром) позволяют развивать творческие способности ребенка. У детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть. Система работы по развитию творческих способностей детей, способствует повышению качества дошкольного образования в целом. Ведь дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.